Какая история любви мне ближе, понятнее, и почему в романе И.С.Тургенева " Отцы и Дети " ? Варианты: 1. История любви Базарова и

Одинцовой

2. История любви Павла Петровича и княгини Р.

3.История любви Кати и Аркадия

спор Павла Петровича и Базарова об искусстве- в романе Тургенева "отцы и дети" . что утверждал Павел Петрович говоря об искусстве?? и что утверждал

Базаров?? в чем заключался их спор??
заранее спасибо за ответы! *)

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» 2 вариант 1. Родовое имение Кирсановых А. Марьино Б. Никольское В. Кирсановка 2. Имя отца Базарова А. Николай

Иванович Б. Николай Петрович В. Василий Иванович 3. Кто такая Фенечка А.Незаконная жена Николая Петровича Б.Невеста Аркадия В.Сестра Аркадия 4. Что отрицал Базаров А. Красоту природы Б. Искусство В. Открытия немецких ученых Г. Любовь Д. Труд 5. Последователь нигилизма А. Ситников Б. Колязин В. Рудин 6. Что он проповедовал А. Презрение к авторитетам Б. Эмансипацию женщин В. Трудовую деятельность 7. Почему он «мнимый» нигилист? (свой вариант ответа) 8. Основной конфликт романа А. Между старшим поколением и молодым Б. Между дворянами-либералами и разночинцами-нигилистами В. Между умом и сердцем (внутренний конфликт героев) 9. Что приятно удивило Аркадия в доме отца во время первого приезда? А.Младший брат Б. Преобразования в хозяйстве В. Дядя 10. Сколько лет Базаров не был в родительском доме А.1 год Б. 3 года В. 5 лет 11. В кого влюбился Базаров А. Анна Сергеевна Б. Фенечка В. Ни в кого 12. После «несчастной любви» Базаров А. Сломился, ничем не занимался Б. Не раскис, с энергией погрузился в работу В. Не влюблялся, это противоречило его принципам 13. Что Аркадий привозит Одинцовой во второй приезд А. Переписку своих матерей Б. Деньги В. Книги 14. Кого можно отнести в лагерь «отцов». Почему? А. Аркадия Б. Базарова В. Ситникова Г. Павла Петровича 15. Причина дуэли (между двумя персонажами в романе) А. Понятие дворянской чести Б. Несовпадения взглядов В. Личное оскорбление 16. Что стало с Анной Сергеевной Одинцовой (эпилог романа) А. Вышла замуж Б. Продолжает жить прежней жизнью В. Умирает 17. Что стало с Николаем Петровичем (эпилог романа) А. Женится Б. Уезжает за границу В. Продолжает прежнюю жизнь 18.Закончи высказывания Базарова: А. «Природа не храм, а.?.» Б. «Нравится тебе женщина – старайся.?.» 19.У кого отец – известный красавец, аферист, мать - из обедневшего рода князей? А. Одинцова Б. Аркадий В. Фенечка 20. «Девушка…черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятым лицом, с небольшими темными глазами». Кто это? А. Одинцова Б. Кукшина В. Фенечка 21. «Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки»Кто это? А. Павел Петрович Б. Базаров В. Ситников 22. «К ней, из далекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою». Куда? 23. Почему И.С.Тургенев «убивает» своего героя в конце романа 24. Что Вас привлекает и что отталкивает в Базарове? Объясните и докажите свою точку зрения.

Тема любви в романе "Отцы и дети" раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе "Отцы и дети" помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, - скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это "пустота" и "распущенность". Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна - вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй - одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой - безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были "охотниками до женщин", однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны "не добьешься толку", однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и "еще мучительнее" к ней привязался. Эта история любви в романе "Отцы и дети" проходит через всю его жизнь. Базарова тоже "мучила и бесила" любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что "исхудалая голова" Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство - движущая сила и опора. Тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе "Отцы и дети" представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа "Отцы и дети" Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе "Отцы и дети" - одна из ключевых в этом произведении.

Наталья Алексеевна, супруга цесаревича Павла Петровича

(до принятия православия Вильгельмина, принцесса Гессен-Дармштадтская) - первая супруга цесаревича Павла Петровича, род. 15-го июня 1755, ум. 15-го апреля 1776. Родители ее были: ландграф Гессен-Дармштадтский Людвиг, человек весьма ограниченный, преданный идее милитаризма, и жена его Генриетта-Каролина, урожденная принцесса Цвейбрюкенская, женщина честолюбивая, умная и прекрасно образованная. В 1771 г. императрица Екатерина решила приступить к выбору из немецких принцесс невесты для своего сына. Главным помощником ее в этом деле был Ассебург, который провел в Петербурге три года (1765-68 гг.) в качестве датского посланника. Перед отъездом его из Петербурга Екатерина поручила ему ближе ознакомиться с семействами тех немецких государей, дочери которых годами подходили к возрасту Павла Петровича. Так как принцесса Саксен-Готская Луиза отказалась от перемены вероисповедания, а принцесса Виртембергская София-Доротея (впоследствии была второй супругой цесаревича), которая особенно нравилась Екатерине, была еще ребенком (род. 1759 г.), то внимание Ассебурга остановилось на трех дочерях герцога Гессен-Дармштадтского, причем самой подходящей казалась принцесса Вильгельмина. Екатерину смущали слухи о ее склонности к раздорам, и она поручила Ассебургу доискаться, насколько эти слухи справедливы. Свои наставления и указания Екатерина сообщала Ассебургу или собственноручно, или через посредство воспитателя цесаревича, гр. Никиту Ив. Панина, принимавшего живое участие в судьбе своего царственного воспитанника и пользовавшегося искренним его расположением. Брачного союза между Гессен-Дармштадтским и русским домами желал и прусский король Фридрих II, потому что его племянник и наследник, принц прусский Фридрих-Вильгельм был женат на дочери ландграфа Фридерике. По его мнению, надо было иметь в России людей, которые держали бы сторону Пруссии, а чего же лучше, если наследник прусского престола и наследник русского престола будут женаты на родных сестрах...

Незадолго до приезда ландграфини дармштадтской и ее дочерей в Россию, Ассебург подробно писал о принцессе Вильгельмине гр. Никите Ив. Панину. По его словам, после того, как решена была поездка в Петербург, принцесса стала охотнее принимать участие в разговорах, по-видимому, из желания обогатить себя познаниями. Прежде она не любила танцев, нарядов, общества подруг, и если не отказывалась от увеселений, то давала понять, что делает это более из угождения другим, чем по собственной охоте. "Мать отличает ее, - писал Ассебург, - наставники хвалят способности ее ума и обходительность нрава; она не выказывает капризов; она хотя холодна, но одинакова со всеми, и ни один из ее поступков не опровергнул еще моего мнения, что сердце ее чисто, сдержанно и добродетельно, но что ее поработило честолюбие... Ее нрав и манеры приобрели некоторую небрежность; но они смягчатся, сделаются приятнее и ласковее, когда она будет жить с людьми, которые особенно привлекут ее сердце. Ожидаю того же от направления ее ума, ныне недеятельного и привязанного к небольшому числу местных идей и невнимательного более по привычке, чем по естественной наклонности; серьезного и подчиненного некоторым предубеждениям, но который - в иной местности и при иных обязанностях - должен будет приобрести более обширности, прелести, верности и прочности. Принцесса захочет нравиться. Она из всего молодого Дармштадского семейства имеет наиболее грации и благородства в манерах и в характере, точно так же как она имеет всего более находчивого ума".

28-го апреля 1773 г. Екатерина написала ландграфине, приглашая ее приехать с дочерьми в Петербург. Дармштадтской семейство состояло из трех сыновей и пяти дочерей; две старшие дочери были замужем, а в Россию ехали принцессы: Амалия, Вильгельмина и Луиза. Так как финансовое положение гессен-дармштадтского двора было не блестяще, то Екатерина приняла все издержки по путешествию на счет русской казны и послала ландграфине 80 тысяч гульденов. В Любек была отправлена, под главной командой кавалера Крузе, флотилия из трех судов: "Св. Марк", "Сокол" и "Быстрый"; командиром на "Быстром" был капитан-лейтенант гр. Андрей Разумовский, к которому Павел Петрович особенно благоволил. Прием в Любеке и сопровождение ландграфини с дочерьми до Ревеля были возложены на генерал-майора Ребиндера, а сопровождение от Ревеля до Царского Села - на камергера барона Черкасова. Им обоим были даны Екатериной инструкции. В "секретнейших" пунктах инструкции Ребиндеру Екатерина выражала желание, чтобы он во время морского переезда и пребывания в Любеке подметил особенности характеров и душевных свойств молодых принцесс. Ландграфине он должен был дать понять, что от нее ожидается: 1) отсутствие лицеприятия и ровное, ласковое обращение со всеми теми, с кем ей придется встречаться при дворе Екатерины, 2) доверие к императрице; 3) уважение к цесаревичу и ко всей нации. К инструкции барону Черкасову приложена была бумага под заглавием "Наставления императрицы Екатерины II, данные княгиням Российским". Они были написаны самой императрицей или при непосредственном ее участии и представляли краткие правила для руководства той принцессы, которая будет "иметь счастье сделаться невесткой Екатерины и супругой Павла Петровича". Если "наставления" были прочитаны ландграфиней и ее дочерьми, то принцесса Вильгельмина не дала себе труда их усвоить. Вот вкратце содержание "наставлений". Сделавшись женой Павла Петровича, принцесса не должна слушать никаких наветов злобных людей против императрицы или цесаревича, а в деле политики не поддаваться внушениям иностранных министров. Среди развлечений и забав она всегда должна помнить то положение, которое занимает, а потому держать себя с достоинством и не допускать короткого обхождения, которое может вызвать недостаток почтительности. Что касается тех денежных средств, которые будут отпускаться на ее расходы, то ими она должна пользоваться благоразумно, чтобы никогда не делать долгов. Так как праздность влечет за собой скуку, последствием которой бывает дурное расположение духа, надо стараться, исполнив все свои обязанности, искать занятий в свободные часы. Чтение образует вкус, сердце и ум; если принцесса сумеет найти в нем интерес, то это будет, конечно, всего лучше; кроме того, она может заниматься музыкой и всякого рода рукодельями; разнообразя свой досуг, она никогда не будет чувствовать пустоты в течение дня. Столь же опасно избегать света, как слишком любить его. Не следует тяготиться светом, когда придется бывать в обществе, но надо уметь обходиться без света, прибегая к занятиям и удовольствиям, способным украсить ум, укрепить чувства или дать деятельность рукам.

"Наставления" заканчиваются 13-м пунктом "Следуя этим правилам, принцесса должна ожидать самой счастливой будущности. Она будет иметь самого нежного супруга, которого она составит счастье и который, наверно, сделает ее счастливой; она будет иметь преимущество именоваться дочерью той императрицы, которая наиболее приносит чести нашему веку, быть ею любимой и служить отрадой народу, который с новыми силами двинулся вперед под руководством Екатерины, все более прославляющей его, и принцессе останется только желать продления дней Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества Великого Князя, в твердой уверенности, что ее благополучие не поколеблется, пока она будет жить в зависимости от них".

Незадолго до приезда ландграфини, перлюстрация доставила Екатерине частное письмо Ассебурга к воспитателю цесаревича гр. Н. И. Панину, в котором Ассебург уверял Панина, что ландграфиня будет следовать только его советам и во всем ему повиноваться. Таким же способом узнала она, что прусский король Фридрих писал своему посланнику в Петербург, Сольмсу, чтобы он не скрывал от ландграфини ничего такого, что могло бы послужить к руководству ее при незнакомом дворе. Из этого Екатерина заключила, что у ландграфини явится много непрошеных советников, и стала подозрительно относиться к тем близким цесаревичу лицам, которым предстояло быть в обществе ландграфини тотчас по ее приезде в Россию. Поэтому неудивительно, что между Екатериной и бароном Черкасовым возникла оживленная переписка о том, как воспрепятствовать графу Разумовскому сложить с себя командование "Быстрым" и отправиться в Петербург в свите ландграфини сухим путем. Все обошлось, однако, благополучно, т. к. "Быстрый" опоздал прибыть в Ревель. Ландграфиня с дочерьми отдохнула там несколько дней и двинулась дальше в сопровождении барона Черкасова, когда граф Разумовский был еще только на пути в Ревель. 15-го июня кн. Гр. Гр. Орлов встретил ландграфиню и ее дочерей в Кипени и пригласил отобедать у него в Гатчине, говоря, что они познакомятся с несколькими дамами. Каково же было удивление ландграфини, когда она увидала императрицу, приехавшую туда с небольшой свитой, чтобы избавить гостей от официального приема. После обеда ландграфиня и ее дочери поехали в удобной шестиместной карете с императрицей и с графиней Брюс. Не доезжая нескольких верст до Царского Села, они встретились с великим князем Павлом Петровичем и гр. Никитой Ив. Паниным; Екатерина познакомила их между собой, и все уселись в восьмиместный фаэтон цесаревича. С первого же взгляда принцесса Вильгельмина понравилась великому князю; три дня спустя, 18-го июня, Екатерина просила от его имени у ландграфини руки принцессы Вильгельмины. Согласие было немедленно дано, и послан курьер к ландграфу Людвигу, чтобы получить его разрешение на брак. Ландграфиня и ее дочери произвели на Екатерину прекрасное впечатление. Вот что она писала по этому поводу в начале июля 1773 г.: "У ландграфини сердце и ум возвышенные; это во всех отношениях женщина почтенная и с большими достоинствами; ее беседа мне нравится, и кажется, ни она, ни ее дочери не скучают с нами. Старшая очень кротка, у младшей, по-видимому, много ума; вторая имеет все, что нам нужно: ее физиономия прелестна, ее черты правильны; она приветлива, умна; я очень ею довольна, а сын мой влюблен в нее".

Так как Екатерина ставила непременным условием брака принятие принцессой православия, то принц. Вильгельмине пришлось немедленно приступить к ознакомлению с учением православной церкви под руководством московского архиепископа Платона, выбранного в наставники принцессы самой ландграфиней. 15-го августа совершилось миропомазание принцессы Вильгельмины, принявшей имя Натальи Алексеевны; на следующий день было торжественно отпраздновано обручение ее с Павлом Петровичем, а полтора месяца спустя, 29-го сентября 1773 г., состоялось бракосочетание. Невеста была убрана к венцу статс-дамами; на ней было парчовое серебряное платье, осыпанное бриллиантами. Императрица была в русском платье из алого атласа, вышитом жемчугами и в мантии, опушенной горностаем. Бракосочетание было совершено с чрезвычайной пышностью; потом следовал целый ряд праздников для придворных, для дворянства, купечества и простого народа; закончились они 11-го октября фейерверком. 15-го октября ландграфиня с двумя дочерьми и со свитой покинула Петербург.

В день миропомазания Натальи Алексеевны гофмейстериной к ней назначена была графиня Ек. Мих. Румянцева, супруга фельдмаршала, в тот же день пожалованная статс-дамою. Фрейлинами определены были княжна Евдокия Мих. Белосельская и Праск. Ив. Леонтьева. Отдельного двора цесаревичу после его брака образовано не было, но за увольнением его воспитателя гр. Панина состоять при нем назначен был в ноябре 1773 г. генерал-аншеф Ник. Ив. Салтыков. По просьбе Павла Петровича, императрица разрешила, чтобы камер-юнкер гр. Разумовский поместился во дворце, и ему отвели комнату рядом с братом великой княгини Натальи Алексеевны, наследным принцем Людвигом Гессенским. Гр. Разумовский пользовался исключительной дружбой Павла Петровича, и его влияние на великого князя в 1773-76 гг. было очень велико.

Первое время после женитьбы Павла Петровича императрица была в восторге от Натальи Алексеевны и расхваливала ее в письмах к ее матери и к госпоже Бьелке. 10-го ноября 1773 г.; т. е. шесть недель спустя после свадьбы, Екатерина писала ландграфине: "Ваша дочь здорова; она по прежнему кротка и любезна, какою Вы ее знаете. Муж обожает ее, то и дело хвалит и рекомендует ее; я слушаю и иногда покатываюсь со смеху, потому что ей не нужно рекомендаций; ее рекомендация в моем сердце; я ее люблю, она того заслужила и я совершенно ею довольна. Да и нужно бы искать повода к неудовольствиям и быть хуже какой-нибудь кумушки сплетницы, чтобы не оставаться довольной Великой Княгиней, как я ею довольна. Одним словом, наше хозяйство идет очень мило. Дети наши, кажется, очень рады переезду со мною на дачу в Царское Село. Молодежь заставляет меня по вечерам играть и резвиться, или, если угодно, я заставляю их этим заниматься". Так продолжалось еще и весной 1774 г., что видно из донесений английского посланника Гуннинга своему двору. "Недавно императрица высказала, - писал он, - что обязана великий княгине за то, что ей возвращен ее сын, и что она поставит задачей своей жизни доказать свою признательность за такую услугу; действительно, она никогда не пропускает случая приласкать эту принцессу, которая обладая даже меньшим умом, чем великий князь, несмотря на то приобрела над ним сильное влияние и, кажется, до сих пор весьма успешно приводит в исполнение наставления, несомненно, данные ей ее матерью, ландграфиней. Общество ее, по-видимому, составляет единственное отдохновение великого князя; он не видит никого, кроме молодого гр. Разумовского".

В это время петербургский двор был взволнован происками иностранных посланников. Франция и Испания старались поселить несогласие между Россией, Австрией и Пруссией, которые сблизились при первом разделе Польши, и, если верить преемнику английского посланника Гуннинга - Джемсу Гаррису и прусскому королю Фридриху II, французский и испанский посланники подкупили гр. Разумовского, а он, пользуясь особым доверием великой княгини Натальи Алексеевны, вовлек и ее в эти политические интриги. Догадывалась ли Екатерина о том, что происходило в покоях Натальи Алексеевны - неизвестно; но она была недовольна великой княгиней и дала понять Павлу Петровичу, что он допускает излишнюю близость между своей женой и гр. Разумовским. Велико было отчаяние цесаревича при этом намеке, но Наталье Алексеевне удалось убедить его, что императрица передала ему ложный слух с целью поссорить их. После этого усилилось его недоверие к матери, так как он полагал, что ею руководит лишь чувство неприязни к Наталье Алексеевне. Он был отчасти прав. Вместо восторженных отзывов, приведенных нами выше, вот что говорила императрица о своей невестке в письме к Гримму от 21-го декабря 1774 г.: "Как не быть болезненной; у этой дамы везде крайности; если мы делаем прогулку пешком, - так в двадцать верст; если танцуем, - так двадцать контрдансов, столько же менуэтов, не считая аллемандов; дабы избегнуть тепла в комнатах, - мы их не отапливаем вовсе; если другие натирают себе лицо льдом, у нас все тело делается сразу лицом; одним словом, золотая середина далека от нас. Боясь злых, мы не доверяем никому на свете, не слушаем ни добрых, ни дурных советов; словом сказать, до сих пор нет у нас ни в чем ни приятности, ни осторожности, ни благоразумия, и Бог знает, чем все это кончится, потому что мы никого не слушаем и решаем все собственным умом. После более чем полутора года, мы не знаем ни слова по-русски, мы хотим, чтобы нас учили, но мы ни минуты в день старания не посвящаем этому делу; все у нас вертится кубарем; мы не можем переносить то того, то другого; мы в долгах в два раза противу того, что мы имеем, а мы имеем столько, сколько едва ли кто-нибудь имеет в Европе. Но ни слова более - в молодых людях никогда не следует отчаиваться".

На расходы Натальи Алексеевны было ежегодно отпускаемо по 50000 рублей, но она постоянно нуждалась в деньгах и нередко занимала у коротких знакомых, между прочим, у Натальи Кирилловны Загряжской, сестры гр. Разумовского. О финансовых затруднениях великой княгини ходили слухи и в Москве, и в Петербурге; придворные передавали друг другу по секрету, что задуман иностранный заем, который должен состояться без ведома императрицы, через посредство секретаря французского посольства де Корберона.

Наталья Алексеевна часто прихварывала, и нездоровье ее до такой степени тревожило императрицу, что в феврале 1775 г. она выражала Гримму свои опасения относительно возможности развития у нее чахотки. Потом здоровье великой княгини улучшилось, и ожидали рождения первого ребенка. 10-го апреля 1776 г. Наталья Алексеевна почувствовала себя не хорошо. Было созвано несколько врачей, между прочим, врач прусского принца Генриха, гостившего в Петербурге; Екатерина не отходила от больной, которая не раз говорила свекрови: "вы отличная сиделка". Все усилия врачей сказались тщетными: вел. княгиня не в состоянии была произвести на свет ребенка и скончалась 15-го апреля в ужасных страданиях. Немедленно после кончины великой княгини Екатерина велела принести себе шкатулку с ее бумагами и запечатала ее. В тот же день императрица, цесаревич, принц Генрих и все придворные, в том числе и гр. Разумовский, переехали в Царское Село. Комнаты вел. княгини в Зимнем дворце были переделаны, а мебель подарена духовнику ее - архиепископу Платону, напутствовавшему ее перед кончиной. Павел Петрович был до такой степени опечален кончиной жены, что спасались за его рассудок и его жизнь. Говорят, что Екатерина употребила сильное, но верное средство, чтобы заставить цесаревича образумиться: она передала ему некоторые из найденных в шкатулке умершей великой княгини бумаг, компрометировавших гр. Разумовского.

На другой день, когда гр. Разумовский явился, по обыкновению, к цесаревичу, он едва сказал с ним несколько слов, обнял его и удалился к себе в комнату. Императрица вручила гр. Разумовскому запечатанный пакет и велела немедленно собственноручно доставить в Петербург фельдмаршалу кн. Александру Мих. Голицыну. Когда оказалось, что гр. Разумовскому приказано остаться в Петербурге и принять участие в распоряжениях по погребению великой княгини, он написал цесаревичу, умоляя его объяснить причину своего удаления в такую скорбную минуту, когда он думал быть ему полезным своей искренней, беспредельной преданностью. По приказанию цесаревича состоявший при нем Н. И. Салтыков ответил, что повеление императрицы не может быть изменено. 26-го апреля 1776 года состоялось погребение Натальи Алексеевны в Александро-Невской Лавре; Екатерина присутствовала на нем, а цесаревич остался в Царском Селе. На следующий день Екатерина через фельдмаршала кн. Голицына объявила гр. Разумовскому повеление ехать в Ревель и там ожидать дальнейших распоряжений.

Разделы: Литература

  1. Углубление и систематизация знаний о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”, его идейном содержании.
  2. Развитие умений анализировать эпизод, определять его место в образной структуре произведения и значение в постижении авторской идеи, обнаруживать связь между эпизодом как самостоятельным фрагментом текста и произведением в целом.

В процессе анализа VII главы романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”:

  1. Обобщить знания о композиции романа через анализ композиции сюжета.
  2. Актуализировать представления о своеобразии конфликта между “отцами” и “детьми” , подвести к убеждению о том, что П. П.Кирсанов и Е.Базаров являются “героями своего времени”, относятся к лагерю “детей” и между ними гораздо более сходства, чем различий.
  3. Заставить задуматься о личной ответственности за судьбу тех, кто тебе близок.Развитие основ гармоничных отношений с окружающим миром.
  4. Обогащение словарного запаса, развитие аналитических навыков и умений: выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, обобщать и систематизировать.

План занятия:

1. Постановка цели, определение путей ее достижения.
2. Анализ VII главы романа с использованием плана анализа эпизода:
– Как данный эпизод связан с предыдущим содержанием романа;
– Содержание:
– Тематика
– Проблематика
– Идея и идейно-эмоциональная оценка (пафос).
– Форма:
1. Характер конфликта
2. Сюжет и композиция:
– композиция сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка);
– время и пространство;
– система образов: главные герои (их место в образной системе всего романа), второстепенные персонажи;
– средство создания образа (поступки, портрет, речь, внутренняя речь, взаимные характеристики, самохарактеристики персонажа, авторская оценка и т. д.);
– пейзаж, интерьер;
– роль детали;
– отступления от сюжета.
– Речевая система.
– Значение эпизода для понимания общего смысла произведения.
3. Подведение итогов.

Конспективный сценарий урока.

1. Вступительное слово учителя.

Каковы причины нашего обращения к одному из эпизодов романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” и особого внимания к нему? История любви П. П. Кирсанова к княгине Р. ,несомненно, интересна сама по себе, но также она проливает свет на характер героя и, что самое главное, многое объясняет в его настоящей жизни. У большого художника даже маленькая деталь наполняется большим смыслом. Вставной эпизод может быть соотнесен с остальными персонажами. Через него можно услышать и почувствовать “задушевные” мысли всего романа. Попробуем в этом убедиться.

2. Анализ VII главы романа.

Вопрос учителя: Как данный эпизод связан с предыдущими событиями? Чем вызвана его необходимость?

– В доме Кирсановых “предгрозовая” атмосфера. П. П. Кирсанов, испытывая явную неприязнь к Базарову, готовится к “схватке”. Базаров, отрицая все, не признает Кирсанова как отжившее явление, поэтому его суждения резки, категоричны. Аркадий, желая разрядить обстановку, рассказывает Базарову историю своего дяди.

Вопрос учителя: Почему с историей П. П. Кирсанова читатель знакомится через автора-повествователя, хотя рассказывает ее Аркадий?

– Смена рассказчика, вероятно, связана позицией автора: это придает истории более объективное значении, к тому же ей отводится самостоятельное место (VII главы). Этим, скорей всего, подчеркивается особая значимость эпизода.

Учитель обращает внимание на своеобразие жанра эпизод.

Это вставная новелла. Здесь налицо все признаки этого жанра; в том числе динамично развивающиеся события, ограниченное число персонажей, она может быть рассчитана на слушание не только одного героя, но и более многочисленной публики.

– Какова композиция сюжета?

Учащиеся отмечают совпадение сюжета с фабулой и классическое построение сюжета. Определяется экспозиция, знакомящая читателя с жизнью Павла Петровича до встречи с княгиней. Значительному отрезку времени – 28 лет – отводится сравнительно небольшой объем, несмотря на то, что и пространство (дом, корпус, Петербург) достаточно широко, художественное время, не совпадающее с реальным, усиливает впечатление динамизма жизни героя. Характерологический портрет П. П. Кирсанова, нарисованный по контрасту с портретом его брата, подчеркивает его исключительность, энергию.

Завязка совпадает с “ключевым” словом “вдруг”, означающим начало нового этапа в жизни героя. Это происходит на балу, где Кирсанов встречается с княгиней Р. Романтический портрет героини подчеркивает главное в ее характере – таинственность. Объяснение романтического двоемирия княгини весьма банально: она глубоко несчастная женщина, ее блеск и беспечность всего лишь маска, истинное лицо обнаруживается лишь ночью, когда княгиня остается наедине с собой.

Павел Петрович, покоренный тайной княгини Р., так и не смог разгадать ее загадки.

Развитие действия сюжета связано с описаниями, как Кирсанов волочился везде и всюду за княгиней. Время словно остановилось для него, оно не заполнено ничем значительным, а жизнь однообразна.

Особое значение в описании взаимоотношений П. П. Кирсанова и княгини Р. в эпизоде отводится художественной детали. Это кольцо с изображением сфинкса. Что означает крестообразная черта по сфинксу? Выходя за пределы данного эпизода, представляется возможным сравнить сначала героинь любовных коллизий, а затем сопоставить влюбленных в них героев. Сравнивая княгиню Р. и Одинцову, обнаруживаем сближающую их таинственность: “Что гнездилось в душе – бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных для нее самой сил”, – княгиня Р. “Довольно странное существо” – Одинцова. Обе героини, несомненно, явление значительное по живости изображения, по авторскому отношению к ним. Есть сходство и в семейном положении: тихий и спокойный брак с любимым человеком у княгини Р. и тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой. При этом обе несчастные: княгиня Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от жизни женщина, уединившаяся в деревне. Сопоставление П.П.Кирсанова и Базарова, непримиримых идеологических противников, прошедших через “испытание любовью”, позволяет также обнаружить между ними гораздо больше сходств, чем различий: возникает некая незримая связь, когда человек попадает во власть природы. Отвергнутые, они оба страдают. Несмотря на словесные дуэли, между ними нет той резкости и непримиримости (горе сближает!), что было в начале романа. Базаров влюбляется и тем самым приобщается к духовному миру, который только что отрицал. Рушится миф о свободе человека от всего, что связывает его с другими людьми.

Неразделенная любовь разрушает и Павла Петровича, и Базарова. Любовь не бывает счастливой, если она настоящая, сильная страсть. Такой любви почти всегда уготован печальный конец – утрата, разлад, расставание.

Интересно также сравнение княгини Р. и Фенечки.

При отсутствии внешнего сходства между героинями все же есть связь, начиная с символики имен: княгиня Нелли (Елена) – “свет, блеск”; Фенечка (Федосья) – “богом данная”; т.е. высший свет, высший блеск. Это, конечно, поверхностное, внешнее сравнение. И все же! Стоит особо сказать о том, что именно к Фенечке “тянется” душа Павла Петровича. Знаменателен эпизод посещения им дома Фенечки (гл. IX). Глазами Павла Петровича мы видим Дом, Мать с ребенком – вот они – тайны и их разгадка, вот он – смысл жизни. Не случайно Павел Петрович, придя к себе в комнату, “бросается на диван” – дважды повторяется эта фраза. Что это? Наверное, позднее прозрение; жизнь прошла в разгадке тайны – жизнь прошла мимо: Павел Петрович, увы, княгиню Р. с ее указывающим крестом на сфинксе понять не сумел!

Этот смысл понятен Николаю Петровичу (не случайно в VII главе рисуются через противопоставление) – он не искал тайны в женщине, был счастлив со своей первой женой, счастлив с Фенечкой.

“Тянется” к Фенечке и Базаров. Это не только “сюжетная подтяжка”, когда противоположные герои объединяются общим объектом любви. Во внимании к Фенечке в Базарове обнаруживается то самое живое человеческое чувство, которое он так тщательно прятал под нигилистическими “одеждами”.

3. Подведение итогов урока.

Анализируемый эпизод, представляя собой новеллу, связан с предыдущим и особенно последующим содержанием романа:

– Он помогает глубже понять Павла Петровича Кирсанова. История княгини Р. позволяет глубже понять идейное содержание романа и закономерности развития сюжета.

– Что означает крестообразная черта по сфинксу? В чем разгадка креста?

Учащиеся вспоминают миф об Эдипе, отмечают, что в мифе Эдип разгадал загадку сфинкса и остался жив. Павел Петрович не смог разгадать загадку – саму княгиню Р. – и поплатился за это своими чувствами, так и не сумел завоевать любовь таинственной княгини.

Крест – начало новой жизни. Возвращая кольцо с крестообразной чертой по сфинксу, княгиня словно дает ему напутствие на начало новой жизни. Но Павел Петрович не смог раскусить и этот орешек, продолжал мучить себя мыслями о княгине Р. всю жизнь.

Обращается внимание на то, что кольцо и камень обозначают замкнутое пространство. Княгиня перечеркнула его, указывая на желание вырваться из этого замкнутого пространства в жизнь, которая шире, богаче, не менее интересна и загадочна, чем придуманное, искусственно созданное воображением.

Перечеркивая сфинкса, княгиня, может быть, хотела сказать, что, видя в женщине загадку, не надо пытаться ее разгадать, ибо это невозможно, во-первых, и это превращает ее в сфинкс, идола, кумира, во-вторых. А она – живая душа. Павел Петрович же всю жизнь провел, думая о тайне.

– Развязка истории.

Учащиеся обращают внимание на окончательную остановку времени для Павла Петровича, движение реального времени (полтора года прошло, три зимы) лишь изредка, однажды в 48-году, приобретает размытые, обтекаемые формы, а замкнутое Марьиным пространство изолирует героя от настоящей жизни. Не случайно автор в конце XXIV главы (после дуэли П. П. и Базарова) подведет черту такой фразой: “Да он и был мертвец”.

– Какова связь эпизода с содержанием всего романа.

Несмотря на появление княгини Р. лишь в одном эпизоде, нетрудно увидеть, что героиня продолжает жить в романе.

Учащиеся находят сходство между княгиней Р. и Одинцовой. Обе героини, несомненно, явление значительное по живости изображения, по авторскому отношению к ним.

Семейное положение: тихий и спокойный брак с любимым человеком у княгини Р. и тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой. При этом обе несчастные: Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от жизни женщина, уединившаяся в деревне.

– В VII главе обнаруживается параллель между Базаровым и П. П. Кирсановым.

Домашнее задание: написать сочинение на тему “История любви Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.” (Анализ эпизода VII глава романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”).

Литература:

  1. Геймбух Е. Ю. Сочинение. Просто? Сложно? Попробуй написать! УНЦ ДО, Москва 2003.
  2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения “Флинта”, “Наука”, Москва 1998.
  3. Бусланова Т. П. Русская литература XIX века. Москва “Высшая школа”, 2003.
  4. Криницын А.Б. Тургенев. Ст. в книге “Русская литература” XIX-XX веков, т. 1 Издательство МГУ 2003.
  5. Базанова А. Е., Рыжова Н. В. Русская литература XIX-XX веков, Москва, 1997.
ИСТОРИЯ КНЯГИНИ Р. В РОМАНЕ "ОТЦЫ И ДЕТИ"

Роман "Отцы и дети" чаще всего определяют как роман о конфликте дворян и разночинцев. И, конечно, сразу возникает вопрос: "А зачем нужна эта история княгини Р.?" Но все детали, пусть даже малейшие, несут на себе определенную нагрузку. И их роль так же велика, как и всего произведения в целом. Здесь я бы даже провела параллель с поэмой Гоголя "Мертвые души". В. Г. Белинский говорил, что лирические отступления - это важный недостаток "Мертвых душ". Но мы-то знаем, как велика была роль этих "недостатков" в произведении. Точно так же велика роль истории княгини Р. в "Отцах и детях". Во-первых, можно сказать, что, помещая эту историю в роман, автор сравнивает себя со своим героем. Ведь и у И. С. Тургенева была такая же несчастная любовь к Полине Виардо...

Из истории любви Павла Петровича к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, мы понимаем его манеру поведения. Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени "Елена" - это свет, блеск. А Фенечка, Федосья - это Божья благодать. Это свет Божий, то есть в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Так же, с помощью истории княгини Р., Тургенев сближает своих героев. Ведь несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Кирсанова к княгине Р.

И наконец, в этом рассказе Тургенев показывает то, перед чем бессильны герой и героиня, - перед Богом, перед высшими силами. Княгиня Р. - сфинкс для Кирсанова, она для него загадка. В конце она присылает ему кольцо, перечеркнутое крестом, со словами: "Крест - вот разгадка..." Крест - символ Бога, начала жизни. Но мы знаем, что у креста двоякая символика, он символизирует и конец жизни. Княгиня Р., прислав Павлу Петровичу кольцо с крестом, хотела, чтобы он начал новую жизнь без нее (хотя, как выясняется впоследствии, он не смог этого сделать), но в то же время это символизирует и конец жизни для самой княгини Р. Таким образом, княгиня и Павел Петрович бессильны перед Богом, перед этим магическим крестом.

Княгиня Р. и Одинцова очень похожи. Обе они странные женщины; обе окружены ореолом таинственности. Почему это так? Показывая конфликт дворян и разночинцев в образах П. П. Кирсанова и Базарова, Тургенев в то же время показывает то, что сближает всех людей, перед чем они все бессильны. А бессильны все люди перед Богом, природой, перед этими таинственными силами. Олицетворением этих сил в "Отцах и детях" являются княгиня Р. для П. П. и Одинцова для Базарова. То есть Кирсанова и Базарова сближает несчастная любовь к их "сфинксам". Вот почему так таинственны княгиня Р. и Одинцова.