Тест «Атомное ядро»

Вариант 1.


1. На рисунке представлены модели атомов. Какой цифрой отмечена модель атома Томсона?

А. 1 Б. 2 В. 3

2. В модели атома Резерфорда:

А. Положительный заряд сосредоточен в центре атома, а электроны обращаются вокруг него.

Б. Отрицательный заряд сосредоточен в центре атома, а положительный заряд распределён по всему объёму атома.

В.

3. Какой цифрой отмечен на схеме установки Резерфорда источник - частиц?

А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4

4.Электроны не могут изменить траекторию - частицы в опытах Резерфорда, потому что

А. Заряд электрона очень мал по сравнению с зарядом – частицы.

Б . Масса электрона значительно меньше массы - частицы.

В. Электрон имеет отрицательный заряд, а - частица – положительный.


5. Какая - частица пролетает сравнительно близко от ядра?

6. Планетарную модель атома предложил

А. Томсон.

Б. Демокрит

В. Резерфорд.

7. Опыт Резерфорда по рассеянию - частиц доказывает:

А.

Б.

В

Тест «Атомное ядро»

Вариант 2

Выберите одно правильное утверждение.

1. На рисунке представлены модели атомов. Какой цифрой отмечена модель атома Резерфорда?

А. 1 Б. 2 В. 3

2.В модели атома Томсона:

А . Положительный заряд сосредоточен в центре атома, а электроны обращаются вокруг него.

Б. Положительный заряд сосредоточен в центре атома, а неподвижные электроны рассредоточены вокруг него.

В. Положительный заряд рассредоточен по всему объёму атома, а электроны вкраплены в эту положительную сферу.

3. Какой заряд имеет - частица?

А . Отрицательный. Б . Положительный. В . Нейтральный.

4. Какой цифрой на схеме установки Резерфорда отмечена фольга, в которой происходило рассеяние - частиц?

А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4

5. Демокрит утверждает:

А . Атом – мельчайшая неделимая частица вещества.

Б . Атом – это «кекс с изюмом».

В. В центре атома находится положительное ядро небольшого размера, а вокруг него движутся электроны.

6. Какая - частица пролетает на сравнительном большом расстоянии от ядра?

7. Опыт Резерфорда по рассеянию - частиц доказывает

А. Сложность радиоактивного излучения.

Б. Способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению.

В. Несостоятельность модели атома Томсона.

Цель урока:Образовательные: Повторить материал по теме: «электромагнитные
явления».
Систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки
учащихся, решении конкретных упражнении и заданий по данной теме.
Обобщить знания, полученные школьниками при изучении физики, химии и
информатики.
Изучить тему: «Радиоактивность - как свидетельство сложного строения
атома».
Познакомить учащихся с историей открытия радиоактивности, опытами
Беккереля и Резерфорда, работами Кюри в области радиоактивных
излучений.
Показать применение компьютерных моделей для описания процессов в
микромире.
Развивающие: Продолжить развитие умения анализировать,
сравнивать, делать логические выводы, способствовать развитию
воображения, творческой активности учащихся, а также памяти и
внимания.
Воспитательные: развитие навыков коллективной работы,
ответственности за общее дело, воспитание основ нравственного
самосознания. Пробудить у учащихся интерес к научно – популярной
литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений.

Тип урока: комбинированный.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в
группах.
Оборудование: компьютеры, соединенные в локальную сеть с выходом в Интернет,
интерактивная доска.
Этапы урока.
I этап: Вводно-мотивационный.
1.Вступительное слово учителя.
1 мин.
2. Организационный момент (формулирование темы урока, постановка цели и задач урока).
Слайд – презентация (PowerPoint)
3 мин.
3.Обобщение и закрепление темы «Электромагнитные явления»
Конкурс по заданиям:
1)объясни опыт.2) найди направление В.3) назови физические величины.4) реши задачу (задания в программе
Notebook, использование интерактивной доски).
5)пройди тест (интерактивный).
26мин.
II этап: Операционный этап
4.Изучение новой темы с использованием Интернет – ресурсов. http://files.school-collection.edu.ru.
Слайд – презентация (PowerPoint).
20мин.
III этап:
5.Закрепление нового материала.
Вопросы по новой теме.
Тест к уроку (интерактив.)
7мин.
6. Подведение итогов.
2мин.
7.Домашнее задание.
1мин.

Объясни опыт

№113
На рисунке изображен проводник, по которому течет
электрический ток I. Какое направление имеет вектор
индукции магнитного поля тока в точке М?

На рисунке изображен проводник, по которому течет электрический ток I. Какое направление имеет вектор индукции магнитного поля

тока в
точке М? № 114

10.

Какое правило иллюстрирует рисунок?

11.

Физические величины.

12. Формулы

Решение задач
№ 242
Чему равна энергия магнитного поля W
катушки индуктивностью L = 2 Гн при
силе тока в ней I = 3 А?
Дано:
Решение.

13. Решение задач

Магнитный поток, пронизывающий контур, находящийся в однородном магнитном поле (2)99
Контур площадью 50 см2 находится в однородном магнитном
поле с индукцией 6 Тл. Чему равен магнитный поток,
пронизывающий контур, если угол между вектором B и
нормалью n к плоскости контура составляет 90°?
Дано:
Решение.

14. Контур площадью 50 см2 находится в однородном магнитном поле с индукцией 6 Тл. Чему равен магнитный поток, пронизывающий

№185
Электрон влетает в магнитное поле со скоростью
υ = 7∙107 м/с перпендикулярно силовым линиям индукции
магнитного поля с индукцией B = 1 мТл. Определить, чему
равен радиус орбиты электрона.
Решение.
Дано:

15.

Задача № 88 Магнитное поле внутри катушки с током
Длинная катушка, содержащая N = 1000 витков и
намотанная на железный сердечник, имеет индуктивность
L = 0,04 Гн. Площадь поперечного сечения катушки
S = 10,0 см2. При какой силе тока в катушке магнитная
индукция B в сердечнике будет равна B = 1,0 мТл?
Дано:
Решение.

16.

Тест по теме «Электромагнитные
явления»

17. Тест по теме «Электромагнитные явления»

18.

19.

400 г. до н.э. Демокрит:
«Существует предел
деления атома».
1626 г., Париж: учение
об атоме запрещено
под страхом смерти

20.

1869г.-открыт периодический закон

21. 1869г.-открыт периодический закон

1896г - открыл явление
радиоактивности
(способность атомов
некоторых химических
элементов к
самопроизвольному
излучению)

22. 1895Г.- Вильям Рентген- открыл лучи, которые впоследствии были названы его именем.

В 1898г. Мария
СклодовскаяКюри и Пьер
Кюри
выделили из
урановых минералов
радиоактивные
элементы полонии и
радий.

23.

1899г

24.

α - частица
Полностью ионизированный атом
химического элемента гелия
4
2
He

25.

β - частица
Представляет собой - электрон 0
e
1

26. α - частица

γ - частицы
Вид
электромагнитного
излучения

27. β - частица

Проникающая способность
радиоактивного излучения

28. γ - частицы

Свойства радиоактивных излучений
Ионизируют воздух;
Действуют на фотопластинку;
Вызывают свечение некоторых веществ;
Проникают через тонкие металлические
пластинки;
Интенсивность излучения
пропорциональна концентрации вещества;
Интенсивность излучения не зависит от
внешних
факторов (давление,
температура, освещенность,
электрические разряды).

29. Проникающая способность радиоактивного излучения

Закрепление
В чем заключалось открытие, сделанное
Беккерелем в 1896 году?
Кто из ученых занимался исследованиями
лучей?
Кем и как было названо явление
самопроизвольного излучения?
В ходе исследования явления
радиоактивности, какие неизвестные ранее
химические элементы были открыты?
Как были названы частицы?
О чём свидетельствует явление
радиоактивности?
тест

30.

Что же происходит с веществом
при радиоактивном излучении?
Уже в самом начале исследования
радиоактивности обнаружилось
много странного и необычного.
Постоянство с которым
радиоактивные элементы
испускают излучение.
Радиоактивность
сопровождается
выделением энергии и она
выделяется непрерывно.

31. Закрепление

Итоги.
На сегодняшнем уроке мы повторили тему
«Электромагнитные явления» и приступили к
изучению одного из самых интересных, современных
и бурно развивающихся разделов физики –
ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА. Познакомились с удивительным
явлением- радиоактивности, с опытами Беккереля и
Резерфорда.
Рассмотрели применение компьютеров при изучении
физики и использованием информационных
ресурсов Интернет и электронных учебников. Мы
изучили только небольшую часть данной темы, так
сказать – вершину айсберга

32. Что же происходит с веществом при радиоактивном излучении? Уже в самом начале исследования радиоактивности обнаружилось много

Дом/ задание
Прочитать параграф 65
Ответить на вопросы в конце учебника
Составить вопросы для самоконтроля.
http://vektor.moy.su/index/fizika_9_klass/
0-64 Урок 55\1. Радиоактивность как
свидетельство сложного строения
атомов. Тест к уроку.
1. http://school-collection.edu.ru

Радиоактивность и радиационно опасные объекты
Задание #1
Вопрос:
Что такое радиоактивность?

1) Это способность некоторых веществ испускать вредные излучения
2) Это явление самопроизвольного превращения одних атомных ядер в другие,
сопровождаемое испусканием частиц и электромагнитного излучения
3) Это явление, позволяющее использовать ядерную энергию в мирных целях
Задание #2
Вопрос:
Что вносит вклад в естественный радиационный фон?

1) Выбросы, производимые на АЭС
2) Солнечное излучение
3) Некоторые элементы, содержащиеся в Земле

Задание #3
Вопрос:
Что такое радиационно опасный объект?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Это любой объект, содержащий радиоактивные вещества
2) Это объект, подвергшийся радиоактивному загрязнению
3) Это объект, на котором используют, хранят, перерабатывают или
транспортируют радиоактивные вещества
Задание #4
Вопрос:
Примерами радиационно опасных объектов являются:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1

1) АЭС
2) Места захоронения радиоактивных отходов
3) Предприятия, использующие АХОВ
4) Объект, подвергшийся радиационному загрязнению
Задание #5
Вопрос:
Как классифицируется авария на РОО, при которой произошёл значительный
выброс радиоактивных веществ и требуется эвакуация населения в радиусе 25
км?

1) Авария с риском для окружающей среды
2) Серьёзное происшествие
3) Тяжёлая авария
4) Глобальная авария
Задание #6
Вопрос:
Что такое радиационная авария?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Это выброс радиоактивных веществ в окружающую среду
2) Это нарушение деятельности какого­либо РОО
3) Это авария на радиационно опасном объекте, которая приводит к выбросу или
выходу радиоактивных продуктов или появлению ионизирующих излучений в
количествах, превышающих установленные нормы для данного объекта
Задание #7
Вопрос:
Выберете вещество, которое не является радиоактивным
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Уран
2) Плутоний
3) Радон
4) Аргон
2

Задание #8
Вопрос:
Расположите виды аварий по степени тяжести, начиная с наиболее тяжкого
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Тяжёлая авария
__ Авария с риском для окружающей среды
__ Серьёзное происшествие
__ Глобальная авария
Задание #9
Вопрос:
Что характеризует такая величина, как период полураспада?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Время снижения активности радиоактивных излучений в два раза
2) Периодичность, с которой распадается радиоактивное вещество
3) Время, за которое естественный радиационный фон уменьшается вдвое
Задание #10
Вопрос:
Что из перечисленного не является РОО?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Места утилизации кораблей ВМФ
2) Предприятия нефтедобывающей промышленности
3) Предприятия по добыче урана
4) Исследовательские ядерные реакторы
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 2;
2) (1 б.) Верные ответы: 2; 3;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 1; 2;
5) (1 б.) Верные ответы: 3;
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 4;
8) (1 б.) Верные ответы:

Урок № 49. Тема урока. Явления, подтверждающее сложное строение атома. Радиоактивность. Опыты Резерфорда по рассеиванию a – частиц. Состав атомного ядра.

Цели урока: познакомить учащихся с ядерной моделью атома;

воспитывать добросовестное отношение к учебе, прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе;

активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.

Тип урока: изучение нового материалы.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний учащихся.

    Дать понятие рентгеновского излучения.

    Свойства рентгеновских лучей.

    Применение рентгеновского излучения.

    Для чего врачи-рентгенологи пользуются перчатками, фартуками, очками, содержащие соли свинца?

Коротковолновая граница восприятия света у некоторых людей равна 37∙10 -6 см. Определить частоту колебаний в этих волнах. (8,11∙10 15 Гц),

    Изучение нового материала

Гипотеза о том, что все вещества состоят из большого числа ато­мов, зародилась свыше двух тысячелетий тому назад. Сторонники атомической теории рассматривали атом как мельчайшую недели­мую частицу и считали, что все многообразие мира есть не что иное, как сочетание неизменных частиц - атомов. Позиция Демокрита: «Существует предел деления - атом». Позиция Аристотеля: «Делимость вещества бесконечна».

Конкретные представления о строении атома развивались по ме­ре накопления физикой фактов о свойствах вещества. Открыли элек­трон, измерили его массу и заряд. Мысль об электронном строении атома, впервые высказанную В. Вебером в 1896 году, развил Л. Ло­ренц. Именно он создал электронную теорию; электроны входят в состав атома.

В начале века в физике бытовали самые разные и часто фанта­стические представления о строении атома. Например, ректор Мюн­хенского университета Фердинанд Линдеман в 1905 г. утверждал, что «атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы - форму ле­пешки». Продолжала жить и теория «вихревого атома» лорда Кель­вина, согласно которой, атом устроен подобно кольцам дыма, вы­пускаемым изо рта опытным курильщиком.

Опираясь на открытия, Дж. Томсон в 1898 г. предложил модель атома в виде положительно заряженного шара радиусом 10 -10 м, в котором" «плавают» электроны, нейтрализующие положительный заряд. Большинство физиков склонялось, что прав Дж. Томсон.

Однако в физике уже более 200 лет принято правило: оконча­тельный выбор между гипотезами вправе сделать только опыт. Та­кой опыт поставил в 1909 г. Эрнест Резерфорд (1871-1937) со свои­ми сотрудниками.

Пропуская пучок α -частиц (заряд +2е, масса 6,64-1 (Г 27 кг) через тонкую золотую фольгу, Э. Резерфорд обнаружил, что какая-то из частиц отклоняется на довольно значительный угол от своего перво­начального направления, а небольшая часть α -частиц отражается от фольги. Но, согласно модели атома Томсона, эти α -частицы при взаимодействии с атомами фольги должны отклоняться на малые углы, порядка 2°. Однако несложный расчет показывает: чтобы объ­яснить даже такие небольшие отклонения, нужно допустить, что в атомах фольги может возникать огромное электрическое поле на­пряженностью свыше 200 кВ/см. В полиэтиленовом шаре Томсона таких напряжений быть не может. Столкновения с электронами тоже не в счет. Ведь по сравнению с ними, α -частица, летящая со скоро­стью 20 км/с, все равно, что пушечное ядро с горошиной.

В поисках разгадки Резерфорд предложил Гейгеру и Марсдену проверить: «а не могут ли α -частицы отскакивать от фольги назад».

Прошло два года. За это время Гейгер и Марсден сосчитали более миллиона сцинтилляций и доказали, что назад отражается примерно одна α -частица из 8 тысяч.

Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоре­чии с его опытом. Обобщая результаты своих опытов, Резерфорд предложил ядерную (планетарную) модель строения атома:

1. Атом имеет ядро, размеры которого малы по сравнению с раз­мерами самого атома.

2. В ядре сконцентрирована почти вся масса атома.

3. Отрицательный заряд всех электронов распределен по всему объему атома.

Расчеты показали, что α -частицы, которые взаимодействуют с электронами в веществе, почти не отклоняются. Только некоторые α -частицы проходят вблизи ядра и испытывают резкие отклонения.

Сообщение Резерфорда физики приняли сдержанно. Сам он в те­чение двух лет также не очень сильно настаивал на своей модели, хотя и был уверен в безошибочности опытов, которые к ней приве­ли. Причина была следующая.

Если верить электродинамике, такая система существовать не может, поскольку электрон, вращающийся по ее законам, неизбежно и очень скоро упадет на ядро. Приходилось выбирать: либо электро­динамика, либо планетарная модель атома. Физики молча выбрали первое. Молча, потому что нельзя было ни забыть, ни опровергнуть опыты Резерфорда. Физика атома зашла в тупик.

Суммарный заряд электронов равен заряду ядра, взятому со знаком «минус».

Общее количество протонов и нейтронов в ядре называют массовым числом – А.

Масса протона в 1840 раз больше массы электрона.

Ζ – заряд ядра. Массовое число А= Ζ+Ν.

Число нейтронов в ядре: Ν = А- Ζ.

В ядрах одного и того же химического элемента число нейтронов может быть различным, тогда как число протонов всегда одно и то же.

Различные виды одного и того же элемента, отличающиеся числом нейтронов в ядре, называются изотопами.

III . Закрепление материала

Вчем заключается сущность модели Томсона?

Начертите и объясните схему опыта Резерфорда по рассеива­нию - α частиц. Что наблюдаем в этом опыте?

Объясните причину рассеивания α-частиц атомами вещества?

В чем сущность планетарной модели атома?

Определить состав ядер серебра, менделевия, кобальта.

IV . Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 52-53. Упражнение 42. Задачи с задачника по Рымкевич А.П