Тест по физике на тему радиация. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Что представляет собой - излучение
Тест «Атомное ядро»
Вариант 1.
1. На рисунке представлены модели атомов. Какой цифрой отмечена модель атома Томсона?
А. 1 Б. 2 В. 3
2. В модели атома Резерфорда:
А. Положительный заряд сосредоточен в центре атома, а электроны обращаются вокруг него.
Б. Отрицательный заряд сосредоточен в центре атома, а положительный заряд распределён по всему объёму атома.
В.
3. Какой цифрой отмечен на схеме установки Резерфорда источник - частиц?
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
4.Электроны не могут изменить траекторию - частицы в опытах Резерфорда, потому что
А. Заряд электрона очень мал по сравнению с зарядом – частицы.
Б . Масса электрона значительно меньше массы - частицы.
В. Электрон имеет отрицательный заряд, а - частица – положительный.
6. Планетарную модель атома предложил
А. Томсон.
Б. Демокрит
В. Резерфорд.
7. Опыт Резерфорда по рассеянию - частиц доказывает:
А.
Б.
В
Тест «Атомное ядро»
Вариант 2
Выберите одно правильное утверждение.
1. На рисунке представлены модели атомов. Какой цифрой отмечена модель атома Резерфорда?
А. 1 Б. 2 В. 3
2.В модели атома Томсона:
А . Положительный заряд сосредоточен в центре атома, а электроны обращаются вокруг него.
Б. Положительный заряд сосредоточен в центре атома, а неподвижные электроны рассредоточены вокруг него.
В. Положительный заряд рассредоточен по всему объёму атома, а электроны вкраплены в эту положительную сферу.
3. Какой заряд имеет - частица?
А . Отрицательный. Б . Положительный. В . Нейтральный.
4. Какой цифрой на схеме установки Резерфорда отмечена фольга, в которой происходило рассеяние - частиц?
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
5. Демокрит утверждает:
А . Атом – мельчайшая неделимая частица вещества.
Б . Атом – это «кекс с изюмом».
В. В центре атома находится положительное ядро небольшого размера, а вокруг него движутся электроны.
6. Какая - частица пролетает на сравнительном большом расстоянии от ядра?7. Опыт Резерфорда по рассеянию - частиц доказывает
А. Сложность радиоактивного излучения.
Б. Способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению.
В. Несостоятельность модели атома Томсона.
Цель урока:Образовательные: Повторить материал по теме: «электромагнитные
явления».
Систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки
учащихся, решении конкретных упражнении и заданий по данной теме.
Обобщить знания, полученные школьниками при изучении физики, химии и
информатики.
Изучить тему: «Радиоактивность - как свидетельство сложного строения
атома».
Познакомить учащихся с историей открытия радиоактивности, опытами
Беккереля и Резерфорда, работами Кюри в области радиоактивных
излучений.
Показать применение компьютерных моделей для описания процессов в
микромире.
Развивающие: Продолжить развитие умения анализировать,
сравнивать, делать логические выводы, способствовать развитию
воображения, творческой активности учащихся, а также памяти и
внимания.
Воспитательные: развитие навыков коллективной работы,
ответственности за общее дело, воспитание основ нравственного
самосознания. Пробудить у учащихся интерес к научно – популярной
литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в
группах.
Оборудование: компьютеры, соединенные в локальную сеть с выходом в Интернет,
интерактивная доска.
Этапы урока.
I этап: Вводно-мотивационный.
1.Вступительное слово учителя.
1 мин.
2. Организационный момент (формулирование темы урока, постановка цели и задач урока).
Слайд – презентация (PowerPoint)
3 мин.
3.Обобщение и закрепление темы «Электромагнитные явления»
Конкурс по заданиям:
1)объясни опыт.2) найди направление В.3) назови физические величины.4) реши задачу (задания в программе
Notebook, использование интерактивной доски).
5)пройди тест (интерактивный).
26мин.
II этап: Операционный этап
4.Изучение новой темы с использованием Интернет – ресурсов. http://files.school-collection.edu.ru.
Слайд – презентация (PowerPoint).
20мин.
III этап:
5.Закрепление нового материала.
Вопросы по новой теме.
Тест к уроку (интерактив.)
7мин.
6. Подведение итогов.
2мин.
7.Домашнее задание.
1мин.
Объясни опыт
№113
На рисунке изображен проводник, по которому течет
электрический ток I. Какое направление имеет вектор
индукции магнитного поля тока в точке М?
На рисунке изображен проводник, по которому течет электрический ток I. Какое направление имеет вектор индукции магнитного поля
тока вточке М? № 114
10.
Какое правило иллюстрирует рисунок?11.
Физические величины.12. Формулы
Решение задач№ 242
Чему равна энергия магнитного поля W
катушки индуктивностью L = 2 Гн при
силе тока в ней I = 3 А?
Дано:
Решение.
13. Решение задач
Магнитный поток, пронизывающий контур, находящийся в однородном магнитном поле (2)99Контур площадью 50 см2 находится в однородном магнитном
поле с индукцией 6 Тл. Чему равен магнитный поток,
пронизывающий контур, если угол между вектором B и
нормалью n к плоскости контура составляет 90°?
Дано:
Решение.
14. Контур площадью 50 см2 находится в однородном магнитном поле с индукцией 6 Тл. Чему равен магнитный поток, пронизывающий
№185Электрон влетает в магнитное поле со скоростью
υ = 7∙107 м/с перпендикулярно силовым линиям индукции
магнитного поля с индукцией B = 1 мТл. Определить, чему
равен радиус орбиты электрона.
Решение.
Дано:
15.
Задача № 88 Магнитное поле внутри катушки с токомДлинная катушка, содержащая N = 1000 витков и
намотанная на железный сердечник, имеет индуктивность
L = 0,04 Гн. Площадь поперечного сечения катушки
S = 10,0 см2. При какой силе тока в катушке магнитная
индукция B в сердечнике будет равна B = 1,0 мТл?
Дано:
Решение.
16.
Тест по теме «Электромагнитныеявления»
17. Тест по теме «Электромагнитные явления»
18.
19.
400 г. до н.э. Демокрит:«Существует предел
деления атома».
1626 г., Париж: учение
об атоме запрещено
под страхом смерти
20.
1869г.-открыт периодический закон21. 1869г.-открыт периодический закон
1896г - открыл явлениерадиоактивности
(способность атомов
некоторых химических
элементов к
самопроизвольному
излучению)
22. 1895Г.- Вильям Рентген- открыл лучи, которые впоследствии были названы его именем.
В 1898г. МарияСклодовскаяКюри и Пьер
Кюри
выделили из
урановых минералов
радиоактивные
элементы полонии и
радий.
23.
1899г24.
α - частицаПолностью ионизированный атом
химического элемента гелия
4
2
He
25.
β - частицаПредставляет собой - электрон 0
e
1
26. α - частица
γ - частицыВид
электромагнитного
излучения
27. β - частица
Проникающая способностьрадиоактивного излучения
28. γ - частицы
Свойства радиоактивных излученийИонизируют воздух;
Действуют на фотопластинку;
Вызывают свечение некоторых веществ;
Проникают через тонкие металлические
пластинки;
Интенсивность излучения
пропорциональна концентрации вещества;
Интенсивность излучения не зависит от
внешних
факторов (давление,
температура, освещенность,
электрические разряды).
29. Проникающая способность радиоактивного излучения
ЗакреплениеВ чем заключалось открытие, сделанное
Беккерелем в 1896 году?
Кто из ученых занимался исследованиями
лучей?
Кем и как было названо явление
самопроизвольного излучения?
В ходе исследования явления
радиоактивности, какие неизвестные ранее
химические элементы были открыты?
Как были названы частицы?
О чём свидетельствует явление
радиоактивности?
тест
30.
Что же происходит с веществомпри радиоактивном излучении?
Уже в самом начале исследования
радиоактивности обнаружилось
много странного и необычного.
Постоянство с которым
радиоактивные элементы
испускают излучение.
Радиоактивность
сопровождается
выделением энергии и она
выделяется непрерывно.
31. Закрепление
Итоги.На сегодняшнем уроке мы повторили тему
«Электромагнитные явления» и приступили к
изучению одного из самых интересных, современных
и бурно развивающихся разделов физики –
ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА. Познакомились с удивительным
явлением- радиоактивности, с опытами Беккереля и
Резерфорда.
Рассмотрели применение компьютеров при изучении
физики и использованием информационных
ресурсов Интернет и электронных учебников. Мы
изучили только небольшую часть данной темы, так
сказать – вершину айсберга
32. Что же происходит с веществом при радиоактивном излучении? Уже в самом начале исследования радиоактивности обнаружилось много
Дом/ заданиеПрочитать параграф 65
Ответить на вопросы в конце учебника
Составить вопросы для самоконтроля.
http://vektor.moy.su/index/fizika_9_klass/
0-64 Урок 55\1. Радиоактивность как
свидетельство сложного строения
атомов. Тест к уроку.
1. http://school-collection.edu.ru
Радиоактивность и радиационно опасные объекты
Задание #1
Вопрос:
Что такое радиоактивность?
1) Это способность некоторых веществ испускать вредные излучения
2) Это явление самопроизвольного превращения одних атомных ядер в другие,
сопровождаемое испусканием частиц и электромагнитного излучения
3) Это явление, позволяющее использовать ядерную энергию в мирных целях
Задание #2
Вопрос:
Что вносит вклад в естественный радиационный фон?
1) Выбросы, производимые на АЭС
2) Солнечное излучение
3) Некоторые элементы, содержащиеся в Земле
Задание #3
Вопрос:
Что такое радиационно опасный объект?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Это любой объект, содержащий радиоактивные вещества
2) Это объект, подвергшийся радиоактивному загрязнению
3) Это объект, на котором используют, хранят, перерабатывают или
транспортируют радиоактивные вещества
Задание #4
Вопрос:
Примерами радиационно опасных объектов являются:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1
1) АЭС
2) Места захоронения радиоактивных отходов
3) Предприятия, использующие АХОВ
4) Объект, подвергшийся радиационному загрязнению
Задание #5
Вопрос:
Как классифицируется авария на РОО, при которой произошёл значительный
выброс радиоактивных веществ и требуется эвакуация населения в радиусе 25
км?
1) Авария с риском для окружающей среды
2) Серьёзное происшествие
3) Тяжёлая авария
4) Глобальная авария
Задание #6
Вопрос:
Что такое радиационная авария?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Это выброс радиоактивных веществ в окружающую среду
2) Это нарушение деятельности какоголибо РОО
3) Это авария на радиационно опасном объекте, которая приводит к выбросу или
выходу радиоактивных продуктов или появлению ионизирующих излучений в
количествах, превышающих установленные нормы для данного объекта
Задание #7
Вопрос:
Выберете вещество, которое не является радиоактивным
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Уран
2) Плутоний
3) Радон
4) Аргон
2
Задание #8
Вопрос:
Расположите виды аварий по степени тяжести, начиная с наиболее тяжкого
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Тяжёлая авария
__ Авария с риском для окружающей среды
__ Серьёзное происшествие
__ Глобальная авария
Задание #9
Вопрос:
Что характеризует такая величина, как период полураспада?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Время снижения активности радиоактивных излучений в два раза
2) Периодичность, с которой распадается радиоактивное вещество
3) Время, за которое естественный радиационный фон уменьшается вдвое
Задание #10
Вопрос:
Что из перечисленного не является РОО?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Места утилизации кораблей ВМФ
2) Предприятия нефтедобывающей промышленности
3) Предприятия по добыче урана
4) Исследовательские ядерные реакторы
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 2;
2) (1 б.) Верные ответы: 2; 3;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 1; 2;
5) (1 б.) Верные ответы: 3;
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 4;
8) (1 б.) Верные ответы:
Урок № 49. Тема урока. Явления, подтверждающее сложное строение атома. Радиоактивность. Опыты Резерфорда по рассеиванию a – частиц. Состав атомного ядра.
Цели урока: познакомить учащихся с ядерной моделью атома;
воспитывать добросовестное отношение к учебе, прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе;
активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.
Тип урока: изучение нового материалы.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Дать понятие рентгеновского излучения.
Свойства рентгеновских лучей.
Применение рентгеновского излучения.
Для чего врачи-рентгенологи пользуются перчатками, фартуками, очками, содержащие соли свинца?
Коротковолновая граница восприятия света у некоторых людей равна 37∙10 -6 см. Определить частоту колебаний в этих волнах. (8,11∙10 15 Гц),
Изучение нового материала
Гипотеза о том, что все вещества состоят из большого числа атомов, зародилась свыше двух тысячелетий тому назад. Сторонники атомической теории рассматривали атом как мельчайшую неделимую частицу и считали, что все многообразие мира есть не что иное, как сочетание неизменных частиц - атомов. Позиция Демокрита: «Существует предел деления - атом». Позиция Аристотеля: «Делимость вещества бесконечна».
Конкретные представления о строении атома развивались по мере накопления физикой фактов о свойствах вещества. Открыли электрон, измерили его массу и заряд. Мысль об электронном строении атома, впервые высказанную В. Вебером в 1896 году, развил Л. Лоренц. Именно он создал электронную теорию; электроны входят в состав атома.
В начале века в физике бытовали самые разные и часто фантастические представления о строении атома. Например, ректор Мюнхенского университета Фердинанд Линдеман в 1905 г. утверждал, что «атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы - форму лепешки». Продолжала жить и теория «вихревого атома» лорда Кельвина, согласно которой, атом устроен подобно кольцам дыма, выпускаемым изо рта опытным курильщиком.
Опираясь на открытия, Дж. Томсон в 1898 г. предложил модель атома в виде положительно заряженного шара радиусом 10 -10 м, в котором" «плавают» электроны, нейтрализующие положительный заряд. Большинство физиков склонялось, что прав Дж. Томсон.
Однако в физике уже более 200 лет принято правило: окончательный выбор между гипотезами вправе сделать только опыт. Такой опыт поставил в 1909 г. Эрнест Резерфорд (1871-1937) со своими сотрудниками.
Пропуская пучок α -частиц (заряд +2е, масса 6,64-1 (Г 27 кг) через тонкую золотую фольгу, Э. Резерфорд обнаружил, что какая-то из частиц отклоняется на довольно значительный угол от своего первоначального направления, а небольшая часть α -частиц отражается от фольги. Но, согласно модели атома Томсона, эти α -частицы при взаимодействии с атомами фольги должны отклоняться на малые углы, порядка 2°. Однако несложный расчет показывает: чтобы объяснить даже такие небольшие отклонения, нужно допустить, что в атомах фольги может возникать огромное электрическое поле напряженностью свыше 200 кВ/см. В полиэтиленовом шаре Томсона таких напряжений быть не может. Столкновения с электронами тоже не в счет. Ведь по сравнению с ними, α -частица, летящая со скоростью 20 км/с, все равно, что пушечное ядро с горошиной.
В поисках разгадки Резерфорд предложил Гейгеру и Марсдену проверить: «а не могут ли α -частицы отскакивать от фольги назад».
Прошло два года. За это время Гейгер и Марсден сосчитали более миллиона сцинтилляций и доказали, что назад отражается примерно одна α -частица из 8 тысяч.
Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоречии с его опытом. Обобщая результаты своих опытов, Резерфорд предложил ядерную (планетарную) модель строения атома:
1. Атом имеет ядро, размеры которого малы по сравнению с размерами самого атома.
2. В ядре сконцентрирована почти вся масса атома.
3. Отрицательный заряд всех электронов распределен по всему объему атома.
Расчеты показали, что α -частицы, которые взаимодействуют с электронами в веществе, почти не отклоняются. Только некоторые α -частицы проходят вблизи ядра и испытывают резкие отклонения.
Сообщение Резерфорда физики приняли сдержанно. Сам он в течение двух лет также не очень сильно настаивал на своей модели, хотя и был уверен в безошибочности опытов, которые к ней привели. Причина была следующая.
Если верить электродинамике, такая система существовать не может, поскольку электрон, вращающийся по ее законам, неизбежно и очень скоро упадет на ядро. Приходилось выбирать: либо электродинамика, либо планетарная модель атома. Физики молча выбрали первое. Молча, потому что нельзя было ни забыть, ни опровергнуть опыты Резерфорда. Физика атома зашла в тупик.
Суммарный заряд электронов равен заряду ядра, взятому со знаком «минус».
Общее количество протонов и нейтронов в ядре называют массовым числом – А.
Масса протона в 1840 раз больше массы электрона.
Ζ – заряд ядра. Массовое число А= Ζ+Ν.
Число нейтронов в ядре: Ν = А- Ζ.
В ядрах одного и того же химического элемента число нейтронов может быть различным, тогда как число протонов всегда одно и то же.
Различные виды одного и того же элемента, отличающиеся числом нейтронов в ядре, называются изотопами.
III . Закрепление материала
Вчем заключается сущность модели Томсона?
Начертите и объясните схему опыта Резерфорда по рассеиванию - α частиц. Что наблюдаем в этом опыте?
Объясните причину рассеивания α-частиц атомами вещества?
В чем сущность планетарной модели атома?
Определить состав ядер серебра, менделевия, кобальта.
IV . Подведение итогов урока
Домашнее задание
§ 52-53. Упражнение 42. Задачи с задачника по Рымкевич А.П