Государственные и муниципальные ценные бумаги отличаются от всех других тем, что их эмитентами являются Российская Федерация (ценные бумаги РФ) или субъекты РФ (ценные бумаги субъектов РФ) или муниципальные образования (муниципальные ценные бумаги).

Правовое регулирование отношений по госзайму осуществляется не только ГК РФ, но и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 145-ФЗ «Об осо­бенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (далее - Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг).

Г осударственные и муниципальные ценные бумаги удостоверяют право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бу­
маг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номи­нальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, преду­смотренные условиями эмиссии.

Эмитентом ценных бумаг РФ является федеральный орган испол­нительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпус­каться в виде облигаций и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссион­ным ценным бумагам в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг.

Генеральные условия эмиссии и обращения государственных цен­ных бумаг РФ утверждает Правительство РФ, они должны включать:

Вид ценных бумаг;

Форму выпуска ценных бумаг;

Срочность этого вида ценных бумаг;

Валюту обязательств.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг допус­кается только в случае, если федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете соот­ветствующего уровня на текущий финансовый год утверждены следу­ющие значения:

Предельный размер соответствующего государственного долга, а также муниципального долга;

Предельный объем заемных средств, направляемых в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программ развития субъекта РФ или муниципального образования.

Особенности исполнения обязательств по государственным и му­ниципальным ценным бумагам устанавливаются бюджетным зако­нодательством.

В соответствии с Законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг эмиссия государ­ственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться от­дельными выпусками. Допускается деление выпуска на транши.

Если государственные и муниципальные бумаги выпускаются в именной документарной форме, то они хранятся централизованно и на них выпускается глобальный сертификат. При этом имя их владельца не является обязательным реквизитом глобального сертификата. По та­ким бумагам реестр их владельцев не ведется. Указание в глобальном сертификате депозитария не влечет перехода прав собственности на бумаги к нему.

Обязательства Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг РФ и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Обязательства Рос­сийской Федерации, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг РФ, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на полу­чение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в валюте Российской Федерации.

Обязательства Рос­сийской Федерации, возникшие в результате эмиссии государствен­ных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской Федера­ции, должны быть выражены в иностранной валюте.

Государственная гарантия. Ценные бумаги, эмитированные тре­тьими лицами, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией, не являются государственными ценными бумагами.

Срок государственной гарантии определяется сроком исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц. Решение об обеспече­нии исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц при­нимается Правительством РФ. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обяза­тельству.

Вексель. Основными документами, регулирующими отношения сторон по векселю, являются постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/134 «О введении в действие Положения о пе­реводном и простом векселе» и Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» (далее - Закон о пере­водном и простом векселе), который разъясняет применение постанов­ления ЦИК и СНК СССР.

Вексель - долговая ценная бумага, содержащая письменное, ни­чем не обусловленное обязательство должника (требование кредито­ра) уплаты указанной в векселе суммы в установленный срок. Век­сель - ордерная документарная ценная бумага.

В соответствии с Законом о переводном и простом векселе по пе­реводному и простому векселю вправе обязываться:

Граждане Российской Федерации;

Юридические лица Российской Федерации;

Российская Федерация, субъекты РФ, городские, сельские по­селения и другие муниципальные образования только в случаях, спе­циально предусмотренных федеральным законом.

Виды векселей:

Простой вексель (соло) - письменное обязательство должника (векселедателя) об уплате указанной в векселе суммы в установлен­ный срок;

Переводной вексель (тратта) - письменный приказ кредитора (векселедателя) об уплате указанной в векселе суммы в установлен­ный срок в пользу названного в векселе лица.

Векселедатель переводного векселя именуется трассантом. Пла­тельщик переводного векселя - трассат. Векселедержатель перевод­ного векселя - ремитент.

Переводной вексель должен содержать:

2) простое и ничем не обусловленное предложение уплатить оп­ределенную сумму;

3) наименование плательщика;

4) указание срока платежа. Переводной вексель может быть вы­дан сроком:

По предъявлении,

На определенный срок от предъявления,

Определенный срок от составления,

Определенный день,

Если срок платежа не указан, то вексель подлежит оплате по предъявлении. Предъявлен вексель к оплате может быть в тече­ние года с даты составления, если в векселе не указано про уд­линение сроков предъявления к платежу. В переводном вексе­ле, который подлежит оплате сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, векселедатель может обус­ловить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты. Во всяком другом переводном векселе такое условие считается ненаписанным. Процентная ставка должна быть указана в век­селе; при отсутствии такого указания условие считается нена­писанным. Проценты начисляются со дня составления перевод­ного векселя, если не указана другая дата;

5) указание места, в котором должен быть совершен платеж. При отсутствии особого указания место, обозначенное рядом с наименова­нием плательщика, считается местом платежа. Если место платежа не указано, то вексель считается подписанным в месте, обозначенном ря­дом с наименованием векселедателя;

6) наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен (получатель платежа). Переводной вексель может быть вы­дан приказу самого векселедателя. Он может быть выдан на самого векселедателя. Он может быть выдан за счет третьего лица;

7) дату составления векселя;

8) указание места составления векселя. Если не указано место со­ставления векселя, то вексель считается составленным в месте, обо­значенном рядом с наименованием векселедателя;

9) подпись того, кто выдает документ (векселедателя). Отсутствие реквизитов, указанных в п. 1, 2, 3, б, 7 и 9, лишает переводной вексель силы переводного векселя.

Простой вексель должен содержать:

1) наименование «вексель», включенное в самый текст и выражен­ное на том языке, на котором этот документ составлен;

2) простое и ничем не обусловленное обещание уплатить опреде­ленную сумму;

3) указание срока платежа. Простой вексель может быть выдан сроком:

По предъявлении,

Во столько-то времени от предъявления,

Во столько-то времени от составления,

На определенный день,

Если срок платежа не указан, то вексель подлежит оплате по предъявлении. Предъявлен вексель к оплате может быть в тече­ние года с даты составления, если в векселе не указано про уд­линение сроков предъявления к платежу. В простом векселе, который подлежит оплате сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, векселедатель может обус­ловить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты. Во всяком другом простом векселе такое условие считается не­написанным. Процентная ставка должна быть указана в вексе­ле; при отсутствии такого указания условие считается ненапи­санным. Проценты начисляются со дня составления простого векселя, если не указана другая дата;

4) указание места, в котором должен быть совершен платеж. При отсутствии особого указания место, обозначенное рядом с наименова­нием плательщика, считается местом платежа. Если место платежа не указано, то вексель считается подписанным в месте, обозначенном ря­дом с наименованием векселедателя;

5) наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен (получатель платежа). Простой вексель может быть выдан приказу самого векселедателя. Он может быть выдан на самого вексе­ледателя. Он может быть выдан за счет третьего лица;

6) дату составления векселя;

7) указание места составления векселя. Если не указано место со­ставления векселя, то вексель считается составленным в месте, обо­значенном рядом с наименованием векселедателя;

8) подпись того, кто выдает документ (векселедателя).

На векселе могут наноситься различные сопроводительные надписи.

Аваль - гарантия третьих лиц за платеж по векселю. Ставится на лицевой стороне, может даваться на часть суммы.

Акцепт (только для переводного векселя) - согласие плательщи­ка на совершение платежа. Векселедатель отвечает за акцепт и за пла­теж. Векселедатель вправе сложить с себя ответственность за акцепт. Переводные векселя, подлежащие оплате в определенный срок от предъявления, должны быть предъявлены к акцепту в течение одного года со дня их выдачи.

Индоссамент - надпись на оборотной стороне векселя. Выполня­ет две функции: передаточную - передает право требования денег по векселю и гарантийную - устанавливает солидарную ответственность за платеж всех лиц, выполнивших индоссамент. Эту ответственность можно с себя снять, выполнив надпись «без оборота на меня». Индос­самент должен быть простым и ничем не обусловленным. Частичный индоссамент недействителен. Индоссамент переносит все права, вы­текающие из векселя. Зачеркнутые индоссаменты считаются ненапи­санными. Индоссамент может быть совершен даже в пользу платель­щика, независимо от того, акцептовал он вексель или нет, либо в пользу всякого другого обязанного по векселю лица. Эти лица в свою очередь могут индоссировать вексель. Индоссамент на предъявителя имеет силу бланкового индоссамента.

Векселедатель наряду с лицами, акцептовавшими, индоссировав­шими переводный вексель или поставившими на нем аваль, несет со­лидарную ответственность перед векселедержателем.

В настоящее время векселя используются не только как инстру­менты коммерческого кредита, т.е. оформляющие поставку товаров с отсрочкой платежа, но и как способ оперативного привлечения средств, который не требует регистрации эмиссии в государственных органах и позволяет проводить оперативные заимствования на откры­том рынке. При этом векселя несут практически ту же функцию, что и облигации - срочного инструмента с фиксированной доходностью. Однако права владельцев векселей значительно расширены по срав­нению с правами владельцев облигаций. Прежде всего это связано с тем, что вексельное обязательство не может быть ничем обусловле­но (не может быть выдвинуто условие отказа от платежа), а также су­ществует упрощенная судебная практика взимания средств для пога­шения вексельных обязательств. В то же время в письме ФКЦБ России от 25 июня 2003 г. № 03-ИК СХ/8970 указано, что приобретение и про­чие операции с векселями являются операциями, сопровождающими­
ся высокими рисками, в том числе кредитными рисками, рисками лик­видности и др.

Одним из активных участников вексельного рынка выступают коммерческие банки. При этом в соответствии с письмом ЦБ России от 9 сентября 1991 г. № 14-3/30 «О банковских операциях с векселя­ми» банки совершают следующие виды операций:

1) учет векселей. Сущность учета векселей состоит в том, что век­селедержатель передает (продает) векселя банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом за досрочное получение определенного процента от этой сум­мы. При этом различают следующие виды кредита по учету векселей: предъявительский и векселедательский;

2) выдачу ссуд до востребования по специальному ссудному сче­ту под обеспечение векселей;

3) принятие векселей на инкассо для получения платежей и для оплаты векселей в срок. При этом правильной последовательностью действий по инкассированию векселей банками признается следующая:

а) векселедержатель представляет вексель в банк,

б) банк принимает на себя ответственность по предъявлении в указанный векселедержателем срок векселя плательщику для получения платежа,

в) при поступлении платежа вексель возвращается должнику,

г) при поступлении платежа вексель возвращается векселеда­телю.

Муниципальные облигации - ценные долговые бумаги, выпускаемые местными органами исполнительной власти для устранения бюджетного дефицита или финансирования инфраструктурных проектов региона.

Процентную ставку, сроки погашения и другие параметры инвестиционного актива определяет эмитент. Ликвидность муниципальных облигаций обеспечивается собственностью администрации субъекта РФ.

Классификация

Муниципальные облигации отличаются по:
  • Сроку обращения. Бумаги бывают краткосрочными с периодом выплат до одного года, среднесрочными — до 10 лет и долгосрочными, рассчитаны на погашение займа в течение 10-15 лет.
  • Возможности свободной купли-продажи. Именные облигации выпускают для конкретного инвестора, другие лица выкупить их не могут. Ограниченным оборотом отличаются и нерыночные бумаги.
  • Способу обеспечения. Обязательства выпускают под залог имущества или под долю прибыли от проекта, для которого привлекались средства.
  • Валюты размещения. Внутренними называют муниципальные облигации в национальной денежной единице страны, внешними — валютные обязательства.
  • Ставки. Бумаги, выпускаемые под проценты, и инвестиционные активы, выкупаемые по номиналу (беспроцентные).
  • Наличию купона. Под купоном понимают отрезную часть облигации определенной стоимости, которую держатель бумаги имеет право предъявить эмитенту к выплате без уменьшения номинальной стоимости бумаги. Купонный процент начисляется ежеквартально или по итогу каждого полугодия, налоги по нему не взимаются.
  • Цели выпуска. Облигации, эмитируемые для привлечения средств на реализацию конкретных проектов, классифицируют как целевые бумаги. Займы, оформляемые для покрытия дефицита или уплаты налогов в казну, относятся к нецелевым долговым обязательствам.
  • Наличию амортизации. Указывает на постепенное снижение стоимости номинала бумаги по мере приближения окончания срока ее обращения. Амортизация уменьшает выплаты по купонам, если таковые предусмотрены, и прибыль от продажи бумаги.
При размещении муниципальным облигациям присваивают рейтинги, которые позволяют покупателям оценить инвестиционную привлекательность бумаг.

Особенности выпуска муниципальных облигаций

Эмиссию ценных бумаг органы исполнительной власти обязаны согласовать с вышестоящими инстанциями: местным представительством Минфина или Центробанком. Ценная бумага должна содержать следующие данные:
  • объем привлекаемых средств;
  • максимальную сумму выплат инвесторам;
  • сроки выплат и порядок подсчета.
Наличие других данных определяется видом документа в соответствии с классификацией.

Муниципальные облигации рассматриваются инвесторами как надежное направление вложения средств. Это объясняется низкими рисками дефолта по бумагам и отсутствием налогообложения прибыли, получаемой по купонам.

Инвестиции в муниципальные облигации: даем в долг целым городам

Разбираемся с муниципальными и субфедеральными облигациями

Периодически мне приходится отвечать на вопросы подписчиков о муниципальных облигациях. Инструмент не относится к числу самых привычных и изученных для частных инвесторов, хотя можно получать до 10% годовых, поэтому статья будет кстати. В ней мы подробно разберемся: что такое муниципальные облигации, как и в каких пропорциях в них инвестировать, каковы их преимущества и риски.

Что такое муниципальные облигации и как они работают

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Под муниципальными облигациями (МО) принято понимать 2 вида долговых ценных бумаг:

  1. Субфедеральные – выпускаются крупными регионами, субъектами РФ. Среди них 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Они имеют прямые бюджетные отношения с Министерством финансов.
  2. Муниципальные – выпускаются муниципалитетами, входящими в состав этих субъектов. Как правило, их эмитируют администрации городов под гарантию принадлежащей им собственности. Но обычно городские долги покрывает транш в пользу субъекта федерации, к которому населенный пункт относится.

Спрос в этом сегменте из-за сравнительно высокой доходности нередко превышает предложение. Выкупают выпуски как институциональные инвесторы – банки, инвестфонды, так и частные. Спрос растет в периоды низких ставок по депозитам и дефицита других инструментов с интересной доходностью. Стандартный номинал, как и у ОФЗ, составляет 1 тыс. рублей, выплата купонного дохода – раз в 3 месяца, реже раз – раз в полгода. Сроки до погашения обычно короткие – 3–5 лет, реже – от 1 месяца до 10 лет. Для анализа отдельных МО удобно использовать сервис rusbonds.ru. В частности, муниципальные облигации представлены в , дефолты можно искать в .

Ежегодно федеральные субъекты и муниципалитеты эмитируют объем долга примерно 300 млрд руб., а весь рынок составляет около 1 трлн руб. и продолжает расти. По сравнению с рынком ОФЗ и , он меньше в разы. Ликвидность облигаций тоже невысока. Тем не менее, этот рынок существует, и на нем есть свои игроки. Качественные бумаги иногда торгуются выше номинала. МО обладают теми же преимуществами, что и ОФЗ: не облагается налогом. Заплатить придется только с разницы между ценой покупки и продажи.

У МО есть отличительная черта – амортизация задолженности. Погашение муниципальных облигаций не происходит единовременно. Номинал возвращается постепенно, что снижает долговую нагрузку региона. Инвестор начинает получать свои деньги назад раньше срока окончания выпуска. Из-за этого стоимость облигации и размер купонных выплат ежегодно снижаются. Инвестор вынужден искать возможности для реинвестирования высвобождающихся средств. Особенно это невыгодно во время снижения ключевой ставки, когда доходность инструментов падает. Наличие амортизации (доля от номинала) можно проверить через сервис rusbonds.ru (нужна регистрация).

Начинающие инвесторы часто неверно считают прибыльность МО из-за того, что купонный доход уменьшается по мере амортизации номинала. В итоге прибыль по купону получается заниженной.

Приведем пример расчета по формуле. Облигация Липецкой области ISIN RU000A0ZZR33, погашение 21.10.2025, ставка 8.57, выплаты ежеквартально. Получаем: (1000 + 320.5)/1000 = 1.32.5; (1.32-1)*100% = 32.5% за весь срок до погашения или 4.83% годовых. Это меньше, чем должно быть. Формула не учитывает, что эмитент возвращает вложенный капитал, начиная с января 2020 года, при сохранении ставки купона. Чтобы посчитать правильно, мы уменьшаем срок погашения номинала на то количество дней, которое пропорционально выплаченным по амортизации средствам. В нашем примере с Липецкой МО будет не 2457 дней, а 1380. Таким образом, мы выйдем на ожидаемую доходность около 8.57% годовых.

Риски инвестора

С тех пор многое изменилось: действует бюджетный кодекс, ограничивающий размеры заимствований регионов. Но риски на этом рынке все же остаются. Кризис 2014–2015 г.г. также не прошел без последствий для региональных и муниципальных долгов. Доходность некоторых бумаг доходила до 33%. В июне 2015 года S&P зафиксировало дефолт по облигациям Новгородской области. Регион просрочил погашение кредита ВТБ. Местные власти запустили аукцион по привлечению кредитной линии под 23.93% годовых, но он не состоялся из-за отсутствия желающих. Второй зафиксированный дефолт – облигации Клинского района Московской области (RU000A0JPDZ4).

Каждый случай дефолта, хоть он и не затрагивает облигации федерального займа, понижает общий уровень доверия к государству, особенно со стороны иностранных инвесторов. Это означает, что Минфину придется повышать доходность по ОФЗ.

Учитывая риски, стоит внимательно анализировать рейтинги регионов и городов по размеру долговых обязательств перед федеральным бюджетом. Списки несложно найти в интернете или на сайте Минфина. «Лидеры» рейтинга вынуждены ставить более высокую доходность по своим выпускам, чтобы привлечь инвесторов. Банкротство не объявляется исключительно по политическим соображениям. В таких регионах вводится прямое казначейское управление, то есть, они лишаются права распоряжаться деньгами самостоятельно. Максимальное отношение долга к доходам не должно превышать 40%. У некоторых регионов масштаб задолженности зашкаливает.

  1. Мордовия – отношение долга к поступлениям в бюджет более 200%;
  2. Хакасия — 122.5%;
  3. Костромская область – 111%.
  4. Также в аутсайдерах Чукотка, Вологодская область, Карелия и ряд других.

Однако это предбанкротное состояние может длиться сколь угодно долго, ведь всегда находится повод просить денег еще. Например, на выполнение майских указов президента. Если у региона есть выпуск облигаций, из этих же бюджетных трансфертов выплачиваются купоны инвесторам. Коммерческие долги регионов перед банками вытесняются государственными кредитами, а необходимость их отдавать зависит от политических решений.

Перечислим основные минусы и риски МО:

  • Сравнительно низкая ликвидность выпусков, из-за чего цена в момент продажи может быть ниже номинала;
  • Спред у МО больше, чем у других видов облигаций;
  • Из-за низкой ликвидности и крупного спреда невыгодно спекулировать, приходится держать актив до погашения;
  • Нет длинных бумаг с прогнозируемой доходностью;
  • Муниципальные облигации не могут претендовать на уровень надежности ОФЗ;
  • Вероятность дефолтов небольшая, но они уже случались в прошлом, пусть и были в итоге погашены;
  • Механизм амортизации долга, снижающий прибыль инвестора (если её оперативно не реинвестировать).

Главный недостаток в том, что инвестор не может полагаться на абсолютную надежность государственного долга. В случае проблем с выплатой купона либо угрозы дефолта, город или область рассчитывают на покрытие долга из федерального бюджетного транша. Но нет твердых гарантий, что данный конкретный эмитент этот транш получит в будущем. и снижение цен на заставляют по-новому взвешивать риски МО.

Стоит ли инвестировать в муниципальные облигации?

Как же ориентироваться в качестве МО? Например, на американском рынке инвесторы сразу смотрят на кредитный рейтинг территории (от AA и выше) и на страховое покрытие. В России облигации не застрахованы, поэтому инвестор должен внимательно изучить оценку рейтингового агентства и финансовое состояние региона. регионов: Эксперт РА, НРА (Национальное Рейтинговое Агентство), АКРА. Агентства «большой тройки» (S&P, Fitch, Moody’s) присваивают рейтинги не всем российским регионам, но зато их методики признаются иностранными инвесторами и фондами. В сводном виде эту информацию удобно смотреть на русском сайте Reuters .

Согласно инструкциям , по нормам резервирования муниципальные облигации приравнены к ОФЗ. Этим ЦБ дает понять, что рассматривает их как активы самого высокого качества. Но это далеко не всегда отражает реальную экономическую ситуацию в регионах. Их рейтинг без гарантий государства был бы на несколько ступеней ниже.

Чтобы эффективно инвестировать в муниципальные бумаги, необходимо детально разбираться в специфике региональной экономики, понимать её потенциал, знать особенности межбюджетных отношений. Разница в доходности между бумагами экономически успешных и депрессивных регионов не столь существенна. Поэтому есть смысл выбирать наиболее качественные МО.

Надежность облигаций в целом отражает состояние экономики региона. Неудивительно, что самыми безопасными считаются бумаги Москвы и сырьевых областей – Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов. Облигации федеральных субъектов в общем случае надежнее муниципальных. Их бюджеты больше и устойчивее, а рейтинг либо совпадает с рейтингом страны, либо находится на одну ступень ниже. Альтернатива – качественные корпоративные бумаги. Они стоят ниже по классу надежности, но по ним обычно выше доходность.

В силу специфики российского рынка, корпоративные облигации крупных госкомпаний тоже торгуются с расчетом на прямую поддержку со стороны государства. Поэтому записывать региональные долги в заведомо дефолтные и непригодные для инвестирования, в большинстве случаев нет оснований.

Выделим, какие плюсы есть у муниципальных облигаций.

  1. Частота купонных выплат раз в квартал, инвестор исправно получает пассивный доход.
  2. Амортизация, благодаря которой кэш регулярно поступает на счет. За год возвращается до 30–40% от вложенных средств. Это, кстати, снижает риски невозврата для инвестора.
  3. Федеральные власти будут спасать региональные бюджеты, поскольку дефолты угрожают политической стабильности.
  4. Налоговые льготы, позволяющие сэкономить 13%, по сравнению в в акциях.
  5. Возможность планировать купонный доход, т. к. он всегда фиксированный.

Учитывая плюсы и минусы муниципальных облигаций, определим варианты и рекомендации для инвестирования:

  • Не покупать подобные бумаги, при отсутствии достаточного опыта анализа;
  • Если решили взять в портфель МО, максимально диверсифицировать риски;
  • Держать в них небольшую, безопасную долю капитала;
  • Иметь стоп-лист субъектов, долги которых являются токсичными для портфеля.

Выводы

Муниципальные облигации могут стать неплохой альтернативой банковским депозитам и ОФЗ. Освобождение от налога и относительная надежность делают их привлекательным инструментом для диверсификации портфеля. Но, в отличие от вклада, для эффективного инвестирования требуется анализ целого ряда специфических показателей регионов. В некотором смысле это может быть сложнее, чем анализировать акции первого эшелона.

Всем профита!

Функционирование рынка государственных ценных бумаг регламентируется нормативными актами Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, а также договорами между инфраструктурными организациями организованного рынка ценных бумаг и его участниками с вышеперечисленными организациями.

В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются такие, которые выпускаются или гарантируются Правительством РФ. Остальные бумаги выпускаются и обращаются на общих основаниях.

Государство прибегает к такому заимствованию в целях поддержания ликвидности балансов своих финансовых институтов, для погашения ранее выпущенных государственных обязательств, покрытия долгов, финансирования всевозможных программ, при появлении непредвиденных расходов, проведения ЦБ эффективной кредитно-денежной политики, регулирования уровня государственных расходов и в других целях.

Рынок государственных ценных бумаг характеризуется многообразием обращающихся на нем инструментов, которые по различным качественным параметрам весьма существенно отличаются друг от друга.

Государственные краткосрочные облигации широко используются многими странами для финансирования краткосрочных потребностей государства и занимают важное место на денежном рынке. Эти облигации широко используются как коммерческими банками, так и различными финансовыми и нефинансовыми фирмами для формирования портфеля ценных бумаг. Государственные краткосрочные облигации являются наиболее надежными инструментами рынка ценных бумаг. Они являются высоколиквидными и поэтому имеют обширный вторичный рынок.

В России примером таких инструментов являются государственные краткосрочные облигации (ГКО). Решение о выпуске ГКО было принято!(февраля 1993 года Верховным Советом РФ в целях осуществления антиинфляционных мероприятий. Их могут покупать как хозяйствующие субъекты, так и граждане. Граждане покупают их через дилеров, т.е. банки и финансовые агентства. Номинал облигации 100 и 1000 руб., срок обращения – 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Продажа облигаций производится на ММВБ с дисконтом, т. е. со скидкой от номинала.

Размер дисконта определяется на аукционных торгах. Номинальная цена облигации выплачивается при погашении. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если было продано 20% предложенных к размещению облигаций.

Продажа облигаций означает получение займа для вложения в предприятие, приносящее больший доход, чем стоимость обслуживания долга. Если же этого не происходит, то возврат долга производится деньгами, полученными от продажи новых облигаций. Так начинает строиться финансовая пирамида, как это произошло с ГКО в августе 1998 г.

В июле 1998 г. Минфин РФ начал обмен ГКО со сроком погашения до 1 июня 1999 г. на облигации с фиксированной процентной ставкой в долларах США с погашением в 2005 и 2018 гг.

Муниципальными являются облигации, выпускаемые местными органами власти. По своим характеристикам эти облигации близки к государственным облигациям. Различие только в том, что собранные средства расходуются на финансирование потребностей муниципальных бюджетов и программ, а погашение и выплата процентов по облигациям осуществляются за счет муниципальных налогов и других доходов местного бюджета.

Муниципальные облигации являются менее надежными финансовыми инструментами по сравнению с государственными бумагами, поэтому купонная ставка по ним должна быть более высокой. Обычно эти инструменты имеют льготное налогообложение доходов по ним. Как правило, муниципальные облигации имеют довольно узкий рынок, ограниченный регионом эмитента. Они получили определенное распространение в мировой практике и имеют достаточно хорошие перспективы развития рынка, в том числе и в России.

В качестве примера можно рассмотреть выпуск государственных городских краткосрочных облигаций (ГГКО) правительством Санкт-Петербурга. Порядок выпуска, погашения и налогообложения городских облигаций определяется зарегистрированным проспектом эмиссии и законом Санкт-Петербурга «О государственном городском займе», принятом законодательным собранием Санкт-Петербурга 15 марта 1995 г. Обеспечением облигаций является налог на имущество и объекты недвижимости, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, которые реализуются с аукциона.

Долгосрочные облигации, выпускаемые этими органами, отличаются только сроками действия. Выплата процентов и погашение таких облигаций осуществляется за счет собранных налогов, за исключением некоторых муниципальных облигаций, которые оплачиваются за счет доходов от объектов инвестирования. Срок действия государственных облигаций варьирует очень широко, например, в США выпускаются облигации на 1-30 лет и более.

В соответствии с законом «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. На территории РФ в настоящее время выпущены и обращаются следующие государственные долгосрочные и среднесрочные облигации:

Облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР;

Облигации внутреннего валютного займа;

Облигации федерального займа;

Золотые сертификаты;

Облигации Государственного сберегательного займа;

Облигации Российского внутреннего выигрышного займа;

Облигации внешнего облигационного займа.

Облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. выпущены сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г. Их номинальная стоимость – 100 тыс. руб. (после деноминации с января 1998 г. – 100 руб.). Заем выпускается 16 отдельными разрядами по 5 млрд.руб., общая сумма займа 80 млрд.руб. Держателям облигаций в безналичном порядке один раз в год по купону выплачивается доход в размере 15 % номинальной стоимости. Погашение облигаций должно начаться с 1 июля 2006 г. путем проведения ежегодных тиражей вплоть до 2021 г.

Облигации внутреннего валютного займа выпушены с целью урегулирования внутреннего валютного рынка в сентябре 1993 г.Валютные облигации выпускаются сериями номинальной стоимостью 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Купонный доход составляет 3 % годовых и выплачивается один раз в год. Облигации были выпущены пятью сериями. Первая серия – сроком на год, вторая – 3 года, третья – 6 лет, четвертая – на 10 лет и пятый транш выпущен сроком на 15 лет (до 2008 г.).Облигации займа котируются на ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа), покупаются и продаются банками и другими финансовыми учреждениями, в том числе и нерезидентами.

В 1996 г. Минфин России выпустил еще две серии (шестую и седьмую) валютных облигаций номиналом 1 тыс. и100 тыс. долл. США, с таким же купонным доходом. Правительство РФ в сентябре 1999 г. осуществило новацию облигаций внутреннего валютного займа третьей серии путем обмена их по согласованию с владельцами на облигации валютного займа 1999 г. (номинал – 1000 долл., срок обращения 8 лет, выплата купонного дохода два раза в год в размере 3 % годовых) или на облигации федерального займа с фиксированном купонным доходом, выплачиваемым два раза в год в размере 15 % годовых в первые два купонных периода и 10 % годовых в оставшиеся купонные периоды, сроком на 4 года. Предполагается выпуск подобных облигаций для населения сроком на 15 лет.

Облигации федерального займа (ОФЗ) выпускаются с июня 1995 года, имеют срок погашения от 1 до 5 лет, номинал – 1000 деноминированных рублей и переменный купон, который оплачивается ежеквартально, т.е. четыре раза в год. Процентная ставка купонного дохода определяется по средневзвешенной доходности, складывающейся на рынке ГКО. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются эмитентом) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. При этом, здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения, для ОФЗ-ФК величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат, ОФЗ-ПК – облигации с переменным купонным доходом, ОФЗ-АД – с амортизацией долга.

В июле 1998 года Правительство РФ утвердило эмиссию и обращение государственных облигаций, погашаемых золотом. Эмитентом является Минфин РФ. Облигации называются «золотые сертификаты» и являются именными, беспроцентными ценными бумагами, выпускаемыми сериями. Номинал равен стоимости одного килограмма золота в рублях по цене покупки его ЦБ РФ на дату выпуска сертификата. Сертификат выпускается в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документ при его погашении дает владельцу право на получение слитка золота массой 1 кг.

Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ) выпускаются Минфином России с сентября 1995 г. сериями. Минфин утверждает условия выпуска каждой серии. ОГСЗ предназначены для граждан и имеет номинал 100 и 500 рублей после деноминации. Продажа производится по рыночным ценам, но не ниже 95 % номинала. Срок обращения для облигации в 100 рублей один год, для 500 – два года. Эти облигации являются купонными, каждая имеет 4 купона, по которым раз в квартал выплачивается доход. Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральным займов с переменным купонным доходом. Начиная с одиннадцатой серии, облигации сберегательного займа выпускаются номиналом только 500 рулей сроком на год или два и имеют по 2 или 4 купона.

Облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. предназначены для граждан. Выпущены сроком обращения 10 лет с 1 октября 1992 г. Они имеют номинал 500 руб. и 1000 руб.(после деноминации – 0,50 руб. и 1 руб.). Доход выплачивается в виде денежного выигрыша. Сумма выигрыша – 2 ,5 ,10 ,25 ,50 ,100 ,250 и 500 тыс. руб. Общая сумма выигрыша за 10 лет составит в среднем 15 % годовых. В течение 10 лет выигрывают 32 % всех облигаций. С 1 января 1999 г. переведены в целевые облигации РФ. Коэффициенты перевода номинала и выигрыша равны 1,4. Доход начисляется на целевые облигации РФ в долговых рублях.

В ноябре 1996 г. Минфин России выпустил внешний облигационный заем, предназначенный для иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций. Облигации выпущены в долларах США. Первый транш этих еврооблигаций был размещен на зарубежных финансовых рынках на сумму 1 млрд. долл. При ставке купонного дохода 9, 25 %. В марте 1997 г. был реализован второй транш еврооблигаций на общую сумму 2 млрд. немецких марок сроком на 7 лет.

В настоящее время еврооблигации выпущены и некоторыми муниципальными властями, например внешние облигационные займы органов исполнительской власти Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской области и других субъектов РФ.

Сегодня мы поговорим про муниципальные облигации, а также рассмотрим их ключевые особенности.

Под термином муниципальные облигации принято подразумевать специализированные финансовые инструменты, эмитентами которых являются местные администрации.

Муниципальные облигации является довольно эффективным инструментом, который дает возможность местной администрации получить необходимый объем инвестиционного капитала, который требуется для воплощения в жизнь разнообразных внебюджетных проектов, а также для погашения имеющегося бюджетного дефицита.

Муниципальные облигации. История появления

На отечественном рынке описываемые облигации принято называть субфедеральными. Их ключевым отличием от привычных государственных облигаций является то, что роль эмитента выполняет не отечественное министерство финансов, а различные субъекты федерации, а также местные администрации.

На отечественном рынке описываемый вид появился в начале 1992 года. Именно в то время, у местных администраций возникла острая необходимость в дополнительных денежных средств. На заре своего появления описываемые облигации выпускались довольно небольшими партиями, а их реализация осуществлялась на внебиржевом рынке.

В начале 1995 года количество описываемых ценных бумаг на отечественном рынке существенно увеличилось. Это было связано с тем, что выпуск подобных бумаг начала администрация Санкт-Петербурга. Облигаций северной столицы с момента своего появления на рынке стали пользоваться особой популярностью, что привело к резкому росту их стоимости.

Муниципальные облигации практически ничем не отличаются от обычных, выпускаемых отечественными предприятиями. Инвесторы предоставляют местным администрациям свой капитал на принципах платности, возвратности и срочности. В роли заемщика выступают местные администрации, которые используют заемный капитал для удовлетворения собственных нужд.

Муниципальные облигации. Основные виды

У местных администраций существует два основных метода привлечения заемного капитала для собственных нужд:

  1. Выпуск муниципальных облигаций.
  2. Оформление ссуды.

Более оптимальным методом привлечения заемных денег для местных администраций является выпуск облигаций. Выпуск таких облигаций обычно осуществляет в момент, когда местные администрации испытывают острую нехватку средств в бюджете.

Муниципальные ценные бумаги выпускаются в форме облигаций, но администрации некоторых субъектов федерации иногда прибегают к эмиссии векселей.

Муниципальных облигаций обычно приобретают различные виды ПИФов, а также кредитные учреждения.

Основными целями, которыми руководствуются администрации субъектов федерации при выпуске муниципальных облигаций, являются:

  1. Покрытие имеющегося бюджетного дефицита.
  2. Отсутствие необходимого объема денежных средств для воплощения в жизнь перспективных финансовых проектов, которые в будущем быстро окупятся и обеспечат дополнительный финансовый поток в местный бюджет.
  3. Потребность выполнить капиталовложения в бесприбыльные проекты, обладающие большой важностью для города. Среди таки капиталовложений, следует отметить ремонт дорог и имеющейся инфраструктуры.
  4. Планы по воплощению в жизнь различных строительных проектов. В этом случае местные органы власти планируют вернуть привлеченные денежные средства, после завершения строительства объекта.

В зависимости от того, какие-именно цели преследуют местные органы власти, они могут осуществлять выпуск следующих типов ценных бумаг:

  1. Бескупонные/купонные муниципальные облигации.
  2. Беспроцентные /процентные муниципальные облигации.
  3. Облигации с премией и по номиналу.

Эмиссия описываемых ценных бумаг осуществляет по залог. В роли гарантийного залога для потенциальных инвесторов может выступать какое-либо имущество или гарантии отечественного руководства.

Погашение выпущенных муниципальных облигаций может осуществляться как в отечественной или иностранной валютой, так и товарами. Реализация описываемых ценных бумаг может осуществляться как путем свободной продажи, так и в виде первичного размещения.

Необходимо отметить тот факт, что первичное размещение описываемых ценных бумаг может быть серьезно растянутым во времени.

Описываемые ценные бумаги обладают относительно небольшим уровнем доходности, но при этом они пользуются популярность среди потенциальных инвесторов. Это связано с тем, что они являются максимально надежными и безопасными.

Включение муниципальных облигаций в инвестиционный портфель, позволяет сделать его более безопасным.