Как в теории устроены семьи православных старообрядцев - единоверцев. Придерживаясь дораскольных традиций Святой Руси, второй книгой после Евангелия в деле устроения семьи единоверцы считают «Домострой». Современность вносит свои коррективы в жизнь, и под давлением «мирщеного» мнения душеполезные книги прошлого получают штампы вроде «памятников литературы» и даже дикой архаики. Однако ряд ученых, исследователей, государственных и общественных, но прежде всего церковных деятелей с самого начала раскола XVII века - времени слома многовекового уклада русского народа - были убеждены, что ценностные ориентиры, бережно хранимые старообрядцами, остаются важными и значимыми. Как никогда актуальны они и в наши дни. Мы решили задать вопросы нескольким простым мирянам-единоверцам о том, каков уклад в их «малой Церкви» сегодня.

, член приходского совета Успенской единоверческой общины г. Ульяновска, отец четырех детей:

Все как у всех христиан: стараемся жить по Евангелию, утром молимся полунощницу , вечером - павечерницу , посещаем богослужения, стремимся к исполнению устава. Главный принцип воспитания детей заключается в том, что дети берут пример с родителей. Поэтому очень важно следить в первую очередь за своей духовной жизнью. Одной из самых ценных традиций дома помимо молитвы считаю совместное чтение душеполезных книг. Это происходит в нашей семье каждый вечер, за столом, после ужина. Подобная практика имеет корни в древнерусской традиции, где весь быт людей был воцерковлен. Дети таким образом и слову Божию научаются, и семья объединяется… вокруг Бога! Очень мощная традиция.

, головщик храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (Москва), отец двоих детей:

Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое

Надо сказать, что семья единоверческая ничем не отличается от общехристианской. Другое дело, что общехристианские ценности сегодня подзабыты. Мы делаем то, что от нас требует Церковь… Сразу скажу, что семья у нас не идеальная. Встаем, умываемся и творим (если вдруг не хватает времени) хотя бы большой начал , если не полунощницу. Здесь всё зависит от того, как поставишь. Приучишь детей - будут молиться. Мы отправляли их в лагерь, где подобная практика была в порядке вещей. Дети сами утром и вечером, иногда даже хором, читали молитвы. Годов с шести мои дети, двое сыновей, знали наизусть малый начал. Это для них было на «автомате». Старший сын уже сейчас читает большой начал. Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое. Однажды один из моих сыновей внезапно, стоя рядом со мной, наизусть начал читать 50-й псалом и «Отче наш». Я очень удивился.

Одна комната в нашем доме отведена под моленную, там же и духовная библиотека. Собираемся всей семьей утром и вечером, зажигаем свечи; если служим дома мирским чином - можем и покадить.

В традиции было принято учить ребенка наизусть читать большой начал - это считалось первым и важным шагом к обучению молиться.

В Древней Руси, а сейчас у единоверцев и старообрядцев, существует две основных ситуации, когда ребенок должен был вести себя чинно. На службе в определенные моменты («Верую», Херувимская, «Милость мира», полиелеос, Евангелие) и за трапезой. Общение может быть, но без баловства. Трапеза - это ведь тоже священнодействие. В старых книгах говорится, что кто во время трапезы смеется, тот есть не может. Стоило соблюдать тишину и читать духовную литературу. И трапеза получается благоговейная. А на общественном богослужении… Ребенка не заставляли всю службу стоять по струнке. Но вот в какие-то важные моменты он обязан быть в храме. А потом хоть бегай на улице! И никто в традиции детей не одергивал. Все же понимают, что ребенку надо пар выпускать, а иначе можно и убить веру.

У нас такая домашняя традиция: читаю детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста

У нас есть такая домашняя традиция: я читал детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста. Дети знали наизусть 12 ветхозаветных патриархов. Периодически до сих пор, когда они ложатся, я читаю им. Когда я укачивал своего старшего, месяца в три, пел ему ирмосы, октай - знаменным пением, естественно. В результате сын поет со мной на клиросе. Павечерницу, часы, обедницу - всё это он читает по своему желанию в храме с 10 лет.

В моленной у нас молитвенная одежда, лежат подрушники . Жена всегда перед молитвой покрывает голову. В идеале замужняя женщина дома должна ходить в повойнике. Но ни в коем случае нельзя принуждать к этому силой - всё приходит со временем и через любовь.

Пространство в доме устроено в соответствии с русскими традициями. Дома много рушников, подзоры на кроватях, на полу - коврики. Кресты над входом в дом. Стабильно по три поклона при входе и выходе. Иконы - в каждой комнате. Да всё как у всех.

Воровство и ложь должны очень жестко пресекаться. Детей надо воспитывать в строгости, но с разумом. Начинается все с любви и страха перед родителями. От этого рождается любовь и уважение. В нашей семье дети приучены к труду, дома моют посуду после себя - всегда.

Проблема в том, что потерян уклад жизни, весь быт разрушен. До революции человека формировало общество. Детей специально не воспитывали! Игры, отношения взрослых перед глазами, общая ситуация в населенном пункте играли роль воспитателей. (В общем-то, так происходит и сейчас, с той лишь разницей, что «воспитатели» приобрели во многом довольно уродливые формы. - В.Б. ) В советском обществе это было разрушено. А сейчас еще нам предлагаются либеральные ценности: у ребенка есть права… Но прежде всего есть обязанности! Слушать родителей, например.

Стоит приучать детей заниматься какими-то прикладными ремеслами. Я научился переплетать старые книги. Вижу, что дети за этим внимательно наблюдают.

Пою на клиросе, сыновья всегда при мне. Выстаивают длительные службы - по своему желанию, между прочим. Дети всегда перенимают что-то от родителей. Чем интересуются родители, тем и их чада. Мирским - и дети будут интересоваться мирским. Мирское нужно, конечно, но хорошо зарабатывать и удачно вступить в брак - не самоцель. Все ответы даны в Евангелии, которое необходимо читать вместе и объяснять. И разговаривать с детьми всегда надо как со взрослыми. Без сюсюканья. Любому явлению, которое увидел, хоть на улице, - надо дать нравственную оценку, чтобы эта ситуация была для ребенка понятна. В этом проявляется педагогика. Не надо никаких нотаций и постоянных тыканий, а в жизни, между делом, столкнувшись с той или иной ситуацией, спокойно ее разобрать и обсудить.

Супруга взяла традицию показывать по одной серии фильма «Ремесла». Это обсуждается и вызывает у детей интерес.

Дети у нас на домашнем обучении. В школе они учились, но мы решили их забрать. Хотя и в этом есть опасность, поэтому должны быть единомысленные общины, чтобы было с кем общаться, чтоб дети не чувствовали себя белыми воронами в подростковом возрасте. У меня есть примеры из опыта других семей, где гайки затянули. И такие дети потом будут стремиться вырваться из семьи, найти себя в мире, потеряют интерес к вере. Ко всему нужно подходить с разумом.

, клирошанка храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово (Москва):

Послушание - ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие

Просто слушаюсь мужа, и все! Послушание - ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие. Конечно, это не значит, что все решения принимает муж и я не имею права голоса. Это совсем не так. Важные решения всегда принимаются вместе; бывает, и муж просит совета.

Молимся мы обычно полунощницу - как и положено; а если проспали или другая какая оказия - делаем исходные поклоны и читаем молитвы уже по дороге на работу.

Дома есть обязательный красный угол, во время молитвы мы ставим аналой. Лестовки , пояса, кацея и устав - непреложные атрибуты нашего молитвенного уголка. Любим с мужем читать. Для совершения полного круга богослужения мирским чином у нас не хватает всего несколько книг, стремление к этому есть.

Я учусь на церковную швею, потому люблю шить и вышивать.

Дома ходим в закрытой легкой одежде. Голову дома покрываю не всегда. Я бы даже сказала, что покрываю редко: если молитва или гости. В принципе не вижу в этом ничего особо предосудительного: я молодка , а молодки, как правило, до рождения первого ребенка могли и волосы не до конца перед людьми скрывать.

Как уже сказала, у нас есть практика совершения богослужений мирским чином дома, от вечерни до обедницы. Естественно, в субботу и воскресенье мы стараемся молиться в храме, но бывают обстоятельства, а иногда есть желание к молитве на буднях.

Стараемся ездить в паломничества, даже свободное время четко планируем, чтобы не поддаться праздности. Я думаю, в православной семье не должно быть свободного времени. Конечно, в двунадесятые праздники работать нельзя, но и тогда почему-то времени не находится. Служба, какие-то мелкие хлопоты - так и проходит каждый день.

, головщик Успенской единоверческой общины г. Ярославля, отец троих детей:

Я не считаю, что наш быт сильно отличается от уклада большинства воцерковленных русских семей.

Вставать мне, чтобы спокойно помолиться полунощницу, приходится пораньше, пока все спят. Старший сын (5 лет) утром молится сам (начал до Символа веры, поклоны, «Достойно есть»). В течение дня вместе молимся до и после трапезы. Вечером перед сном - павечерница (старший сын сам читает ее начало и слушает до канона Богородице). Потом у него свой набор поклонов. В конце павечерницы мы «прощаемся»: «Прости меня Христа ради!» - «Бог тя простит, и ты меня прости». - «Христос посреди нас». - «Есть и будет». И дети идут спать.

В храм детей беру по очереди - они у меня еще маленькие (5 лет, 3 и 1 год). Ко всем нужен индивидуальный подход. Главное, чтобы их присутствие на богослужении было осознанным и полезным, а потому разумно дозированным.

Когда пою, приходится с ними тяжеловато, потому как я от клироса отойти не могу, а они начинают шалить в храме. А ребенок всегда должен чувствовать благоговение перед домом Божиим.

Одежда дома у нас обычная (рубахи и сарафаны не носим). Жена, как правило, в длинной юбке. Иконы есть в каждой комнате и на кухне. Дома есть все богослужебные книги и аналой, потому иногда, когда нет возможности пойти в церковь, могу помолиться церковный круг дома.

Детям стараюсь петь (особенно перед сном). Так как я головщик, то пою в основном богослужебные знаменные песнопения, иногда духовные стихи. Читаем с детьми много: жития святых, Новый Завет, иногда светскую приключенческую классику для детей.

Старший мальчик Сергий учился читать параллельно на церковнославянском и русском. Буквы сначала учил славянские (по традиционной древнерусской методике). Стараемся каждодневно заниматься с ним изучением, разъяснением и выучиванием наизусть богослужебных текстов. Читает детскую Библию пока на русском.

Важно максимальное участие отца в воспитании детей, особенно мальчиков

С детьми общаюсь довольно строго, но стараюсь как можно больше уделять им времени. Считаю, что особенно при воспитании мальчиков важно максимальное участие отца.

Стараемся свести к минимуму звучание дома музыки. Фильмы и мультики с детьми - по воскресеньям и за хорошее поведение. Важно, чтобы центром жизни души каждого из нас было Богообщение, а не внешняя мирская суета.

и Смирновы , единоверцы из с. Поводнево Ярославской области, пятеро детей:

У нас обычная семья, где есть и младенцы, и дети, и подростки. У всех всё по-разному. По возможности причащаемся, стараемся молиться утром-вечером старым чином. Дети не шибко погружаются в церковные вопросы, старшая уже не ходит в храм по своей воле. Мелкие более охотно ходят храм. Стараемся соблюдать все посты.

Очень важно в семье сохранять мир и взаимопонимание, любовь и приятие детей такими, какие они есть, ничего им не навязывая. До 13 лет еще что-то можно сформировать, далее начинается их путь. Мы можем остаться старшими и авторитетными друзьями или быть нудными и авторитарными врагами. Детям позволяем многое, они любят жизнь и хотят ее увидеть, познакомиться и выбрать свое, как мы в свое время. Но им хорошо оттого, что родители их тверды в своих убеждениях, что верны принципам, для них это защита и опора.

Отмечаем все православные и народные праздники либо в кругу семьи, либо в кругу друзей. Всегда берем детей с собой в паломничества и путешествия, это хороший пример для них и добрые воспоминания на будущее.

У нас крепкая связь поколений: живем с прабабушкой, рядом родители жены, двоюродные братья и сестры, поэтому наша семья в общей сложности - 16 человек.

Полунощница – общественное богослужение, совершаемое в полночь. Служба полунощницы напоминает нам о пришествии Христа. В современной практике старообрядных приходов чаще всего совершается утром, предваряя богослужение. Применяется в единоверческих семьях в качестве утренних молитв. Бывает повседневной, субботней и воскресной.

Порядок молитв: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю Небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш» «Господи, помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се, Жених грядет в полунощи» и другие по Часослову; «Господи, помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи, помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»; «Владыко, Боже Отче, Вседержителю». Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое; «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; «Господи, помилуй» 12 раз; молитва. Затем отпуст.

На субботней полунощнице вместо 17-й кафизмы читается 9-я, вместо тропарей «Се, жених» читаются тропари «Не созданное естество» и другие.

В воскресной полунощнице после 50-го псалма читается канон Троице припевы Григория Синаита; Трисвятое; по «Отче наш» кондак гласу; «Господи, помилуй», 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»; иерей: «Боже, ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

Павечерница малая – общественное богослужение, совершаемое вечером, т.е. «по вечеру», после ужина, перед отхождением ко сну. Применяется в единоверческих семьях в качестве вечерних молитв. Порядок молитв: «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш» «Господи, помилуй», 12 раз; «Приидите поклонимся», трижды; Пс. 50-й: «Помилуй мя, Боже»; Пс. 69-й: «Боже, в помощь мою вонми»; Пс. 117-й: «Господи, услыши молитву мою»; Славословие великое; Символ веры; канон (из Октая в честь Богородицы). После канона: «Достойно есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропари (по уставу); «Господи, помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи, помилуй», 3 раза; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, Отче»; молитвы: «Нескверная неблазная», «Даждь нам, Владыко, на сон грядущим», «Преславная и присно Дево», и «Упование нам Бог»; Слава, и ныне; «Господи, помилуй», дважды, «Господи, благослови»; отпуст; прощение и помянник.

АЛЕКСАНДР ЗОТОВ И НАТАЛЬЯ АБЛИЗИНА

Он — заместитель главного врача семейной клиники «Танар», педиатр, специалист в области материнства и детства.

Она — семейный психолог.

Это брак неожиданный, можно сказать парадоксальный, даже странный. Ему 64, ей на 20 лет меньше. У нее за спиной развод и сын от первого мужа, у него — два распавшихся брака и трое взрослых детей .

С первым мужем Наталья прожила 20 лет. Жили нормально, спокойно. Но однажды он молча собрал вещи и... ушел. Не предъявляя никаких претензий, вообще не сказав ни слова. Стресс для Натальи — профессионального, опытного семейного психолога — был нешуточный. Она естественно долго размышляла над таким финалом, анализировала.

    Последние два года нашей семейной жизни мы были очень заняты. Он получал второе образование, я получала второе образование, у него бизнес, у меня работа. Получилось так, что мы жили каждый в своем мире. После финансового кризиса 2008-го года у него с бизнесом начались серьезные прблемы. Но дома внешне он был спокоен, держал все в себе. Я видела, что что-то не так, пыталась войти с ним в контакт, но он говорил, что все нормально и замыкался. Я думала, что он действительно справится. А он ушел, - рассказывает Наталья.

Такой опыт подсказал ей совет для всех семейных пар, в которых супруги загружены работой, ответственностью, своими собственными заботами. Как бы ни были вы заняты и как бы ни были далеки ваши профессионаьные интересы друг от друга, обязательно находите время, чтобы пообщаться. Поговорите, почувствуйте, что рядом с вами близкий, родной человек, готовый ради вас на все.

У Александра Николаевича получалось так, что все его жены рано или поздно становились руководителями. Главврачами и так далее. Видимо, такие женщины — умные, целеустремленные, амбициозные — нравятся Зотову. Но когда жена становилась руководителем Александр Николаевич переставал ощущать, что в доме есть женщина. Та, которая не живет работой дома, которая создает уют, что называется хранит очаг. А если в доме нет женщины, то нет и семьи. Почему Зотов и Аблизина решили связать свою жизнь браком? Причем не гражданским, а законным, зарегистрированным? По натуре они оба — семейные люди. У обоих ответственная работа и обоим нужно ощущать рядом чье-то надежное плечо. И они очень нравятся друг другу. Здесь следовало бы сказать , что они любят друг друга, но мы сделаем уступку читателям-скептикам не верящим в то, что любовь может быть между людьми настолько разного возраста. Чтобы меньше придирались в комментариях. - Сверхуверенности в том, что наш брак будет крепким и долгим у нас нет. И быть не может. Это нормально. Мы оба понимаем это. У каждого есть свой характер. И каждый понимает, что семья должна быть. И поэтому нужно искать пути соприкосновения, - очень откровенно говорят и Александр, и Наталья. Наталье в Александре больше всего нравится его посвященность. Делу, городу, даже стране. Скаутам, чью организацию он создал 20 лет назад. Детям, ради которых около 30 лет работал главным педиатром. Своим родным детям, которых воспитывал. Такому человеку действительно бывает трудно сохраниить семью, но такой человек никогда не сподличает и не предаст. Александру в Наталье нравится то, что нравилось во всех его женщинах. Она умная, целеустремленная, волевая. Но у нее такая профессия, что стать большим руководителем ей не грозит. Психологи, как правило, одиночки им некем и незачем руководить. Она очень спокойная, тихая по нраву. С ней легко обсуждать и решать внутрисемейные проблемы. Скоро будет год как они живут вместе. Специалисты знают: первые 1,5 года самые трудные в совместной жизни. Зотовы проживают этот год нормально. Мыслей о разводе ни у кого не возникало. Недавно они вернулись из совместного похода в горы, были на Кавказе. Понравилось.

В стенах школы К. Мая в разное время учились пять братьев Зотовых: Борис (1896-1963), Константин (1897-1942), Александр (1899-1981), Лев (1901-1973) и Николай (1906-1974). Отец Николай Александрович Зотов (1868-1938) - агроном, потомственный дворянин, род Зотовых ведёт начало от Петра Зотовича Зотова (1704-1773). Мать Антонина Игнатьевна Зотова (1870-1928), урождённая Мордовина, - дочь Игнатия Александровича Мордовина, старшего штурманского офицера Российского Императорского флота, потомственного дворянина, уроженца Архангельской губернии. В семье росли еще две дочери Елена (1903-1955) и Вера (1904-1995).
В 2012 г. нам удалось установить контакт с членами семьи Зотовых-Мордовиных: Дмитрием Константиновичем Зотовым (Москва), Ириной Борисовной Зотовой (Санкт-Петербург) и Ольгой Николаевной Беллер (Санкт-Петербург). Дмитрий Константинович в течение многих лет тщательно собирал информацию о фамильной истории Зотовых. Благодаря Дмитрию Константиновичу сейчас можно почти полностью воссоздать жизненный путь каждого члена этой замечательной семьи. Ольга Николаевна смогла систематизировать, отредактировать и дополнить материал.
Ниже приводится один из результатов этого совместного труда – жизнеописание Александра Николаевича Зотова. Александр поступил в приготовительный класс гимназии К.Мая в 1908 г. Текст очерка приведен без каких-либо изменений и купюр. Благодарим Дмитрия Константиновича и Ольгу Николаевну за титанический труд.
«Александр родился 25 августа 1899 года и был третьим ребенком в семье Николая Александровича и Антонины Игнатьевны Зотовых. Он получил в полном объеме те радости жизни, которые наиболее полно определяют понятие - счастливое детство. Его день рождения всегда объединялся с прощальным приемом в Волгине по поводу окончания летнего сезона и отъезда семьи в Петербург. Съезжалось много гостей, подавались изысканные угощения, организовывались танцы, игры, прочие развлечения. Поздним вечером в парке устраивался фейерверк. Этот период жизни оставил у Александра очень яркие воспоминания и даже уже, будучи пенсионером, он часто вспоминал детство и сокрушался, что его внуки и племянники такого удовольствия не испытали. Александр рос послушным и рассудительным ребенком и любил выступать в роли наставника перед младшим братом и сестрами. По характеру он был добрым и мягким. В мае 1917 года Александр окончил Реальное училище Карла Мая. Ему хотелось пойти по стопам отца и окончить Петровско-Разумовскую академию, но бурный и тревожный 1917 год изменил планы, на семейном совете было решено не отпускать Александра в Москву и определить его на юридический факультет Петербургского университета.
Ухудшающаяся жизнь вынудила Антонину Игнатьевну привлечь детей к хозяйственным заботам, и поскольку отец и старшие братья были в армии, основные заботы по сельхозработам легли на Александра. И это его не тяготило - он любил природу, животных, ему нравилась сельская жизнь. В октябре 1918 года Александр поступил конторщиком на шахту возле Волгино, но уже с осени 1919 года перешел на работу учителем в начальной школе в деревне Бобониха. Жизнь была холодной и голодной, не было учебников и тетрадей, но Александр весь день был занят преподаванием, в первой половине дня занимаясь попеременно с учениками 1-4 классов, а затем к нему приходили взрослые постигать премудрости грамоты. Все воспринимали решение партии по ликвидации безграмотности как добрый почин. К тому же Александр организовал драмкружок, куда вошли учителя из окрестных сел и деревень, местные парни и девушки. С удовольствием участвовал Александр и в посиделках и вечеринках, живя общими интересами молодежи и сельчан. Лето 1919 и 1920 годов Александр проводил в семье в Соколово, активно занимаясь сельхозделами, начиная от вспашки, посадки и завершая сбором урожая и обмолотом зерна. В это время он уже был заметной опорой в семье. Однако весной 1921 года Александр не смог помочь своей семье в полевых работах. Он принял для себя важное решение – оставил должность учителя и из Бобынихи переселился в Деревково, получив должность заведующего хозяйством конезавода. В этом решительном поступке, определившем его дальнейшую жизнь, решающую роль сыграла, благодаря влиянию дяди Саши, еще с детства
возникшая любовь к лошадям и установившиеся на этой почве дружеские отношения с Самуилом Кейтоном, американским жокеем и конным заводчиком, с пяти лет жившим в России и женатом на кузине братьев Зотовых Валентине Александровне.
Под его руководством Александр целые дни посвящал уходу за рысистыми лошадьми, их тренировке и выезде на ипподроме, работе на манеже и т.п. Через год Александр перебрался на конный завод в Светье неподалеку от Волгино и начал осваивать искусство наездника. Уже летом 1923 года Александр с партией рысистых лошадей уехал в Петроград на вновь открывшийся ипподром. Бега стали основным его занятием на многие годы. Имея собственный заработок, Александр снял две комнаты на улице Марата, где с ним поселилась сестра Лена, а в июле 1924 года сюда же приехал и младший брат Николай. Александр со временем стал опытным наездником, постоянно участвовал в крупных соревнованиях в Ленинграде и Москве, выигрывал призы. В 1925 году Александр переехал на Звенигородскую улицу, где снял уже три большие комнаты. К нему приехали сестры Вера и Лена, братья Лев и Николай. В 1929 году после смерти Антонины Игнатьевны, сюда ж приехал и их отец Николай Александрович. Здесь же какое-то время проживали и тёти и _ дяди Александра. Это гнездышко, получившее название "Зотовская коммунка", оставила у всех ее обитателей приятные воспоминания. В конце двадцатых годов у Александра Николаевича состоялось знакомство с Валентиной Павловной Адлеберг (1901-1989), которое определило всю их дальнейшую жизнь. В день своего рождения 25 августа 1930 года Александр Николаевич и Валентина Павловна сочетались браком. Валентина Павловна, дочь инженера-гидротехника, родилась в 1901 году. После окончания гимназии в 1918 году поступила в Петроградский университет и окончила его в 1924 году, получив профессию физиолога-биолога. Физиология всерьез увлекла Валентину Павловну и, еще будучи студенткой, она была принята в лабораторию Военно-медицинской академии. Там она стала ассистенткой академика Павлова и проработала с ним до 1932 года. В начале тридцатых годов Валентина Павловна переключилась на научно-исследовательскую работу, читала лекции студентам. В 1937 году Валентина Павловна получила звание доцента. В июне 1932 года у Александра Николаевича и Валентины Павловны родилась дочь Наташа. В жизни наступил устойчивый период. Была интересная работа, крепкая семья. Благополучный период, как и у всех Зотовых, продлился до 1935 года. Александр Николаевич вместе с семьей высылается в Оренбург. Туда же были высланы отец Николай Александрович, брат Николай и сестра Вера. Однако этот период ссылки оказался недолгим. Помогло ходатайство академика Павлова, и семья Александра Николаевича в тот же год возвращается в Ленинград. Но все же роковой 1937 год преодолеть не удалось. Административной высылке в Андижан подвергают Валентину Павловну. Вместе с ней отправили Александра Николаевича и дочь, Наташу. Край был далекий, но утешало то, что больше их уже не трогали. Александр Николаевич использовал свой природный дар и устроился художником в драматический театр. Валентина Павловна нашла себе применение в школе, где успешно преподавала немецкий язык и биологию. Наташа поступила в Андижане в среднюю школу и окончила ее в 1951 году. В Ленинград Александр Николаевич вернулся с семьей в начале 50-х годов. Дочь Наташа начала работать в геологических партиях, в 1956 году у нее родился (вне брака) сын Костя. Внук стал главной усладой Александра Николаевича и Валентины Павловны. Поскольку Наташа уехала на работу на Север, они стали воспитателями Кости, вложив в него много доброго и полезного. С такой же любовью и вниманием они отнеслись и к последующим внукам Владасу и Дмитрию, приняв их всех в свою небольшую двухкомнатную квартиру на ул. Омская, д. 8. По характеру Александр Николаевич был спокойным, мягким человеком, хорошо воспринимал юмор, имел развитое чувство самоиронии. С ним приятно было общаться, и он любил общение, поддерживал добрые отношения и навещал родных, знакомых, особенно любил дом Клочановых.
К 70 годам Александра Николаевича настигла полная слепота, но эта беда не изменила его натуры: хотя и реже, он продолжал общаться с близкими ему людьми, переписывался и даже опубликовал свои воспоминания в журнале "Коневодство". В обществе слепых получал надомную работу и тем оказывал небольшую материальную помощь дому. При всех тяготах жизни Александру Николаевичу посчастливилось отметить свое 80-летие и золотую свадьбу с Валентиной Павловной.
Скончался Александр Николаевич 15 сентября 1981 года. Его жена - Валентина Павловна прожила еще восемь лет. Похоронены они в одной могиле на Северном кладбище под Ленинградом.

Источники: семейные архивы.

Информационная страница сайта подготовлена Д. К. Зотовым, О. Н. Беллер и М. Т. Валиевым.

Семья как структура переживает кризис - не зря

В Челнах эту работу начали ещё раньше: в 2013 году в городе приняли программу, которую на общественных началах осуществляет группа энтузиастов. И ряды их не редеют.
О городском проекте «Семейная политика» рассказывает его руководитель заслуженный врач Татарстана, вырастивший троих детей, Александр Зотов.

Сто браков - 98 разводов

Александр Николаевич, вы 30 лет были главным педиатром горздрава, 25 лет . А к необходимости внедрения специальных мер по защите семьи как пришли?

Фото: АиФ/ Из личного архива

Через вопросы детского здоровья. Это лакмусовая бумажка: болезнями они часто реагируют на неблагоприятный климат в семье. Но не всегда у родителей есть ресурсы, чтобы что-то изменить.
Нужно дать опору, которая поможет семье устоять на крутых поворотах.

Причём надо помогать не только в разгар семейного кризиса, но и вне его. Например, наладить совместное времяпрепровождение родителей и детей - предложить ещё что-то, кроме выходов в торговые центры по воскресеньям.

В 2002 году на 100 браков в Челнах приходилось 98 разводов. В прошлые годы благодаря усилиям многих служб города - администрации, ЗАГСа, ведомства образования, социальных служб - снизили эту цифру почти в два раза.

- «Врагов» у семьи много, но что особенно разрушительно действует в последнее время?

Сосредоточенность на материальном. Все хотим переплюнуть соседа, постоянно в стрессе, потому что у нас ожидание больших успехов от себя, мужей-жён, детей. Сейчас же ситуацию обострил кризис, а в моногородах семьи особенно уязвимы при экономических катаклизмах.

Кризисы кризисами, а детство наших детей не повторится.Много ли у вас времени спокойно поговорить с ребёнком о чём-то, кроме бытовых вопросов? Опросы показали - несколько минут в день. Да не может быть, говорят нам папы-мамы, мы же всё время на телефоне. А вы послушайте, что спрашиваете, - что поел, как оделся, выучил ли математику. Так это не забота, а гиперопека.

Передумали

У вас получилось организовать не разовое, а системное обучение с большим количеством людей. Челнинских специалистов, ведущих семейную программу, несколько раз приглашали для обмена опытом в Госдуму России. Как построена работа?

Она имеет несколько уровней. Первый - работа с семьёй ещё до её создания. Каждую неделю во Дворце торжеств при ЗАГСе собирается 20-30 пар (а сначала их было 3-5), перед которыми выступают психологи и врачи. Проблемы в браке можно разобрать в Школе мужа и жены - тоже при ЗАГСе. Её прошли за три года более 100 семейных пар.

А если всё-таки появились мысли о разводе, то можно проконсультироваться у медиатора - анонимно, бесплатно и добровольно.

Как говорит психолог Елена Зобнина , ведущая эту работу, к желанию развестись приводят не глобальные нестыковки, а мелкие обиды и недомолвки, неумение слышать друг друга. Основная доля разводов случается у пар, проживших от 1 до 5 лет, сказывается неопытность пары. Медиатор помогает договориться по сложным вопросам и учит правмльно ссориться. После работы с психологом откладывает решение о разводе каждая третья пара.

Хочу отметить, что все специалисты работают бесплатно, за идею. Просто подобрались такие люди, которые хотят делать что-то важное.

Чужих нет

Отдельного упоминания заслуживает челнинский Союз отцов, опыт которого перенимают не только другие города, но и регионы.

Да, очень эффективный проект получился («АиФ-Казань» с его руководителем Юрием Солёновым).

А сподвигла на создание организации тоже острая проблема - отстранение пап от воспитания детей. Ведь разводы чем плохи? Тем, что ребёнок чаще всего воспитывается только мамой и бабушкой. К тому же мы сегодня живём не общинно, семьи сегодня всё больше изолируются, каждый в своей коробочке, между работой, уроками и кухонной плитой. Насколько сужается мир для ребёнка!

Да и в полных семьях роль многих мужчин сузилась, свелась к роли финансового источника. А ведь они хотели бы больше общаться с детьми, им только нужны подходы, а может, и общество таких, как они. Союз начался с Парада отцов в 2010 году: несколько успешных пап вышли на сцену с детьми. Пару лет назад, к примеру, поднялся на трибуну челнинец, который, будучи без ног, один воспитал двоих детей. За 6 лет в Параде отцов приняли участие больше тысячи пап.

Спустя четыре года начали проводить большой Марш отцов, своего рода мастер-класс, как можно проводить время с чадами. Папы и дети гоняли мяч, лазили по верёвочному парку, тянули машины.

Пару недель назад стартовал «Отцовский квест». В течение 21 дня 30 отцов каждые три дня получают задание, которое они должны обязательно выполнять вместе с ребёнком. Сделать доброе дело, сходить всей семьёй в зимний поход, ввести новую семейную традицию и т. д. Число участников мероприятий Союза отцов с каждым годом увеличивается кратно.

Один из принципов Союза отцов и объединения скаутов в Челнах - «Нет чужих детей, есть окружение моего ребёнка». Упрощённо: пошёл с детьми в музей - возьми соседского мальчишку.

- А как появился Университет для родителей?

В городском дворце детского творчества родители собирались в течение нескольких лет - поговорить с интересными людьми. А однажды два года назад пригласили гинекологов, педиатров и специалистов по семье. Разговор получился очень интересным, поэтому имел продолжение на несколько лет. Если на еженедельные субботние занятия приходили единицы пап и мам, то сейчас бывает и больше сотни.

Вопрос, вести или не вести в школе предмет «Этика и психология семейной жизни», все ёще обсуждается, а в Челнах взяли и начали проводить семьеведение.

Да, ведь не каждый станет врачом или учителем, а вот папой и мамой - обязательно. Одна из главных проблем - подготовка специалистов. Их не хватает, и поэтому сначала обучают семьеведению студентов-педагогов, они идут к старшеклассникам на факультатив. У школьников глаза горят, так им это интересно. Потому что жизненно!

Княжна Татьяна Константиновна Романова

Царевен в сказках доблестно спасали,
А подлинных царевен не спасли.
В. Солоухин

Это только у сказочных принцесс жизнь складывается счастливо. Путь настоящих царевен всегда был нелегким, за богатство и почести приходилось расплачиваться и любовью, и простым женским счастьем, а иногда и жизнью. А за длинными титулами и придворными церемониями со стороны трудно было заметить любящие и страдающие человеческие души…

23 января 1890 года у Великого Князя Константина Константиновича родилась дочь. Девочку назвали в соответствии с церковной традицией – по святцам – Татьяной. В честь ее рождения отец пожертвовал для иконы св. Татьяны, которая размещалась на фасаде домового храма Московского Университета, золотую лампаду.

Историю одной из русских царевен нужно, конечно, начать с рассказа о ее семье. Ее отец стал одним из самых знаменитых Великий Князей благодаря своим стихам – написанные в классическом стиле, гармоничные (у Князя был прекрасный вкус), многие из них были положены на музыку, в том числе самим Чайковским. Как и многие Романовы, Константин Константинович был очень религиозным. Остались воспоминания близких о том, что в юности он мечтал о монашестве. Однажды он даже обратился с такой просьбой к своему двоюродному брату – Императору Александру III – но в ответ услышал: «Костя, если мы все уйдем в монастырь, кто будет служить России?» А через много лет юношеская мечта Князя исполнилась для его дочери…

Константин Константинович женился на немецкой принцессе, принявшей в России имя Великой Княгини Елизаветы Маврикиевны. Чувства молодых людей были искренними (что редко случалось при династических браках). Елизавета очень любила мужа, но так и не смогла стать ему духовно близкой. Современники описывали ее как весьма недалекую, ничем не выдающуюся женщину, любившую светскую жизнь и сплетни. По современным меркам брак таких разных людей очень быстро закончился бы разводом, но об их семейной жизни лучше судить по ее плодам. Супруги прожили вместе 30 лет и вырастили 8 детей, которыми можно было только гордиться. Все сыновья храбро воевали на фронтах Первой мировой войны, один из них геройски погиб, трое были убиты большевиками в Алапаевске вместе с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной; а дочь Татьяна стала настоятельницей монастыря.

Детей воспитывали строго: «”Не могу” и “не хочу” не должны были для нас существовать. Но отец развивал в нас и самостоятельность: мы должны были делать все сами, игрушки держать в порядке, сами класть их на место. Отец терпеть не мог, когда в русскую речь вставляли иностранные слова, он желал, чтобы первым нашим языком был русский. Поэтому и няни у нас были русские, и все у нас было по-русски», – вспоминал один из сыновей Князя Гавриил.

Детей растили в православных традициях, и маленькая Таня отличалась особенной религиозностью. А живую, не протокольную, любовь к России дети впитывали не только на церковных службах, но и в изучении истории и поездках по стране, и вместе с семьей юная княжна много путешествовала по древним русским городам. Постепенно в ней укреплялись и гармонично сочетались «константиновская» религиозность, утонченность (княжна не писала стихов, как отец, но была музыкальна и артистична) и тот самый, воспетый Пушкиным, «русский дух».

Константин Константинович очень любил загородные усадьбы – за их особую поэтичность «дворянских гнезд» – и купил подмосковное имение Осташёво на Рузе, в котором подолгу жил с семьей. Здесь 20-летняя княжна и познакомилась с будущим мужем – князем Константином Багратион-Мухранским. Князь романтически сравнивал серьезную, задумчивую, по-настоящему царственную Татьяну с покровительницей своего рода грузинской царицей Тамарой… Младший брат Олег помогал влюбленным, передавал друг для друга письма, за что ему сильно досталось от вернувшегося в имение отца, – пока развивался этот роман, Великого Князя Константина не было в Осташёве. И новость об увлечении Татьяны не обрадовала ни самого Князя, ни его жену. Константин Константинович строго соблюдал династические правила, а брак дочери с, пусть и родовитым, но не принадлежавшим к царской семье Багратионом считался по законам Империи неравнородным, а значит, невозможным. Отец объявил Татьяне, что не даст разрешения на свадьбу раньше, чем через год: «Если же ей идти на такие жертвы, то, по крайней мере, надо быть уверенными, что чувство глубоко». Князю Багратиону было велено вернуться в Тифлис, а Татьяна от переживаний фактически слегла.

Чтобы как-то отвлечь дочь, Елизавета Маврикиевна купила ей книгу о святой царице Тамаре. Ее Татьяна впоследствии особенно почитала как покровительницу своей семьи – в день ее памяти весной 1911 года состоялась долгожданная помолвка княжны с Константином Багратионом. Разрешение на брак дал лично Император и ради него издал специальный указ, согласно которому княжна могла выйти замуж за человека не царского рода, но и она, и ее потомки лишались права на наследование Престола. Но для Татьяны престолонаследие и не имело никакого значения.

Летом того же года, через 3 дня после свадьбы старшего брата Иоанна, состоялось и ее венчание в дворцовой церкви, на которое с радостью приехала Царская семья, – уж кто-кто, а они-то знали, что такое испытание разлукой и брак по любви. Еще через год сам Царь стал крестным отцом первенца Багратионов – Теймураза. А весной 1914 года у княжеской четы родилась дочь Наташа. На этом радостные события в семье княгини закончились – как и для ее любимой России, для нее наступило время тяжелых испытаний.

В августе началась Первая мировая война. Получив благословение отца, на фронт отправились пятеро братьев Константиновичей, а Татьяна проводила на войну и мужа. Не прошло и нескольких месяцев, как во время атаки был смертельно ранен брат Олег. «Я так счастлив, так счастлив. Это нужно было. Это поднимет дух. В войсках произведет хорошее впечатление, когда узнают, что пролита кровь Царского дома», – были его последние слова. К счастью, он не узнал, что престиж династии было уже не спасти. Крестьяне из соседних с Остешевым деревень по собственному желанию несли гроб молодого князя на руках несколько километров до родовой усыпальницы, а всего лишь через 3 года разграбили склеп, а останки Олега выбросили во двор…

Через год в Галиции погиб и Константин Багратион. Татьяна, жившая тогда у родителей в Петербурге, поехала на похороны мужа в Грузию. Прощаясь с дочерью, Константин Константинович долго смотрел ей в глаза и молча перекрестил, – оба чувствовали, что расставание будет долгим. Через два дня после торжественных похорон Багратиона в главном соборе страны Светицховели пришла телеграмма: умер Великий Князь Константин Константинович. Ему было всего лишь 56 лет. Гибель любимого сына и тревога за остальных детей подкосили его. Но, как ни страшно это звучит, Князю повезло – он так и не узнал, что случится с его семьей и страной после революции…

Обрушившиеся один за другим удары княгиня приняла с удивительным смирением. Себя она посвятила детям, а силы находила в вере. В 1917 году Татьяна Константиновна поселилась в Петрограде, и тут грянула революция. Сразу же были арестованы трое ее братьев – Иоанн, Константин и Игорь, и она носила им по два раза в день передачи в тюрьму, обивала пороги ЧК, пытаясь добиться их освобождения. Вскоре выслали в Вологду брата отца – Великого Князя Дмитрия. В ссылку с ним поехала Татьяна с детьми. Не имея своей семьи, Дмитрий Николаевич обожал племянников, и они с детства платили ему тем же. С возрастом он почти ослеп, и Татьяна с радостью согласилась ухаживать за ним; к тому же, чем дальше было от столицы, тем казалось безопаснее. Саму княгиню еще не арестовали, так как формально она уже не была членом царской династии, но нужно было сберечь детей.

В Вологде они прожили недолго, – через 1,5 года Дмитрия Николаевича вернули в Петроград и расстреляли вместе с другими арестованными Князьями как заложников в ответ на убийство в Берлине Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Пока была надежда добиться освобождения дяди, Татьяна жила в Петрограде в маленькой частной квартирке. Но после расстрела оставаться в России становилось все опаснее, и княгиня с детьми уехала через еще не занятый большевиками Киев в Румынию, где ее приютила родственница – королева Мария, а затем в Швейцарию. С собой из России она увезла совсем немного дорогих для нее вещей, среди которых была та самая подаренная матерью книга о царице Тамаре…

Во всех скитаниях Татьяну Константиновну сопровождал адъютант покойного дяди полковник Александр Васильевич Корочинцев, которого она знала еще с детства. Если бы не его помощь, едва ли молодая женщина с маленькими детьми сумела бы добраться до границы. В Швейцарии Александр Васильевич, давно влюбленный в Татьяну, сделал ей предложение, и они тихо поженились в Женеве. Корочинцев был не только заботливым мужем, но и заменил отца для Теймураза и Наташи, которые к нему очень привязались. Но обычного человеческого счастья на этой земле Татьяне Константиновне было отмерено очень мало. Через 3 месяца после свадьбы Александр Васильевич заболел дифтеритом и умер. Воистину, «вуаль, которая закрывает от наших глаз события последующих лет, соткана милосердной рукой», – как писала когда-то в дневнике Императрица Александра…

Этот удар Татьяна Константиновна тоже приняла мужественно. К тому времени она потеряла уже большую часть близких, – по дороге в Швейцарию узнала о страшной смерти в алапаевской шахте троих братьев и любимой тети Эллы – Великой Княгини Елизаветы Федоровны. От когда-то большого семейного гнезда Константиновичей осталось только четверо братьев и сестер. А от самой «прошлой» жизни – вообще почти ничего: ни Петербурга, ни Осташевской усадьбы с утопающими в сирени домом с колоннами и усыпальницей брата Олега, ни самой России. Только отцовские стихи с болью напоминали о светлой молодости:

Пронеслись мимолетные грезы!
Беззаботные минули дни!
- Словно осенью листья березы,
Незаметно умчались они.

Все, что горького в прошлом прожито
Наболевшей душою моей,
Хоть на миг было мной позабыто
Среди этих безоблачных дней…

После всего пережитого в душе Татьяны Константиновны начала крепнуть давняя мысль о монашестве. Она дождалась, когда дети вырастут и станут самостоятельными (сын пошел по стопам отца и стал военным, а дочь вышла замуж за британского политика и поэта Хепбёрна-Джонстона Чарльза) и приняла долгожданный постриг. В выборе имени для монашества она никогда не сомневалась – святая царица Тамара стала ее небесной покровительницей.

Мать Тамара уехала из Швейцарии в Палестину и 5 лет провела в Гефсиманской общине рядом с храмом св. Марии Магдалины, построенном когда-то – казалось, целую вечность назад, – ее дядями Императором Александром III и Великим Князем Сергеем Александровичем, и так любимой тетей Эллой. Теперь Елизавета Федоровна, как и мечтала, была здесь похоронена, и для матушки Тамары этот храм стал не только святыней, но частичкой потерянной Родины.

Когда мать Тамару назначили игуменьей Вознесенского монастыря РПЦЗ на Елеонской горе, в нем царили нищета и разруха после первой арабо-израильской войны. За годы настоятельства матушки обитель возродилась не только в хозяйственном, но и духовном смысле. Сами монахини очень любили мудрую, спокойную и доброжелательную настоятельницу, всегда державшуюся с достоинством, и называли ее «иконой старой России» и «царственной игуменьей».

Спустя более 20 лет, не смотря на просьбы монахинь, мать Тамара оставила управление монастырем, – ей было уже 85, ухудшилось здоровье, и сил оставалось все меньше. Княжна императорской крови Романова, княгиня Багратион-Мухранская, – сколько титулов и почестей ушли в прошлое, оставив только простое и любимое всеми имя – мать Тамара…

Игумения Тамара умерла на праздник Успения в 1979 году. Проводить ее приехали дети и младшая сестра Вера.

Эта сказка о царевне, не смотря на ее страдания, закончилась тихо и светло.

Блаженны мы, когда идем
Отважно, твердою стопою
С неунывающей душою
Тернистым жизненным путем;

Когда лукавые сомненья
Не подрывают веры в нас,
Когда соблазна горький час
И неизбежные паденья

Нам не преграда на пути,
И мы, восстав, прах отряхая,
К вратам неведомого края
Готовы бодро вновь идти;

Когда не только дел и слова,
Но даже мыслей чистоту
Мы возведем на высоту,
Все отрешаясь от земного;

Когда к Создателю, как дым
Кадильный, возносясь душою,
Неутомимою борьбою
Себя самих мы победим.

К. Р. (Великий князь Константин Константинович Романов)