Есть такая традиция: поминать умершего человека на третий, девятый и сороковой дни после кончины. В эти дни кто идет на кладбище да раздает по соседям конфеты и выпечку “за царствие небесное”, кто застолья устраивает, а кто и церковь посещает поставить свечечку за упокой или даже заказать отпевание. А почему именно в эти дни, кто-нибудь задумывался? Мало кто. У нас ведь как — все говорят, что нужно, вот и делаем. Но я все-таки за то, чтоб уже раз делаешь, то осознанно, с пониманием.

Как считать поминальные дни?

В первую очередь поминальные дни нужно правильно отсчитать. А то получается какая-то неразбериха: одни на третий день поминают, другие через три дня, а некоторое вообще от похорон считают. Рассказываю, как правильно: дни поминок считают не со следующего дня после смерти, а с того же. То есть день смерти включается. Ну например, если человек умер 5 числа, считаем 3 дня — пятое, шестое, седьмое — значит, седьмого третий день. Также со дня кончины считаются и 9 и 40 дни .

Значение 3, 9, 40 дня в православии

В православных источниках, а именно в Апостольских правилах, есть наставления совершать третины, девятины и сороковницы по усопшим — то есть поминать умерших в эти самые три дня. А значение их так описывается:


Священнослужители так говорят: нет более справедливого суда, чем Суд Господень, поэтому прежде чем предстать перед ним, каждый имеет шанс и проститься со своей мирской жизнью и узнать, что такое Рай и Ад. Эти дни отводятся душе для того, чтобы можно было переосмыслить свою жизнь, понять, стоило ли совершать те поступки, которые мы совершали, и что уготовлено после смерти за наши мирские наслаждения. А ведь и правда, справедливо.

Но если говорить начистоту, в Библии загробная жизнь практически не описывается. И тому, что сказано в Апостольских правилах, в самом Писании нет ни доказательств, ни опровержений. Встречается много трактовок, почему именно 3, 9 и 40 дней , но конкретно ничего не говорится…

А знаете, что еще? Оказывается, традиция поминать усопших в те самые три поминальных дня восходит своими корнями еще во времена, когда на Руси не было принято христианство. Может в этом и кроется ответ?.. Но об этом я расскажу в своей следующей публикации.

Православные поминают умерших близких на третий, девятый и сороковой день с времени кончины. Помимо этих специальных дат верующие придерживаются традиций вспоминать умерших по определенных церковным праздникам. Родные обязательно должны учесть 3, 9 и 40 дни – они важны для достойного перехода души. Если вы не уверены в подсчетах, обратитесь в агентство ритуальных услуг или к батюшке.

Как посчитать 3 дня

Православие придерживается канона необходимости предать тело земле на третий день после смерти. Точкой отсчета является дата смерти, время считается до полуночи. Если человек скончался в 23.55, а на календаре было 1 октября, то заказать похороны необходимо 3 октября.

Организация погребения именно на третьи сутки связана с традицией православия и символическим соотношением к Святой Троице – Отцу и Духу, и Его Сыну. Согласно православного писания, где изложено повествование о беседе Макария Египетского с явившимся к нему ангелом. Именно в нем рассказывается о том, что первые три дня после того, как умерло тело, душа находится среди родных, на земле.

Близкие в соответствии с православными традициями должны:

  • молиться о душе усопшего;
  • посетить церковь, заказать сорокоуст, попросить об отпевании;
  • омыть тело. В наши дни эту функцию выполняют сотрудники морга. Эта услуга бесплатна. Если человек умер дома, помыть его может любой человек, не связанный узами родства;
  • собрать все необходимые ритуальные принадлежности для похорон – гроб, крест, покрывало и подушку, одеяние для покойника;
  • организовать выкопку могилы на кладбище.

На третий день после того, как православный верующий скончался, следует провести предание тела земле. Если на этот день выпадает большой церковный праздник – Пасха, Троица или Рождество, похороны проводят на следующий день.

Как посчитать 9 дней

На четвертый день душа отправляется в рай, где она пребывает до девятого дня. 9 суток отсчитывают с даты смерти, включая этот день. То есть, если человек почил 1 октября в 23.55, то это 9 октября. Если близкий скончался в 2 часа ночи 14 июня, то 9-й день, это 22 июня.

В этот день следует поминать покойного добрыми словами, молиться о его душ, собрать поминальный обед . На поминки у православных верующих принято посещать могильное захоронение, оставлять гостинцы зайти в храм. Следует подать милостыню нуждающимся, оставить пожертвование, поставить свечу за упокой.

Дома собираются все близкие и вспоминают покойника и его добрые дела. Трапеза должна включать обычные простые блюда – пироги, блины, уху. Церковь не приветствует употребление спиртного.

Как посчитать 40 дней

С десятого по сороковой день душа пребывает в аду, а затем решается ее участь Божьим судом. Все молитвы и добрый помин, которые будет произнесен за усопшего в этот период, будут зачтены на небе. Необходимо молиться и просить прощения у Бога за грехи почившего.

Начиная с утра, необходимо пойти на утреннюю церковную службу, помолиться, поставить свечу за упокой. Затем следует сходить на могилу, где требуется оставить угощение – конфеты, выпечку, печенье, крупу.

Дома организуют поминальную трапезу, которая также не должна включать спиртного, быть скромной и простой. Все собравшиеся говорят об умершем, вспоминают его поступки, произносят добрые речи.

Существует старая традиция занавешивания зеркал после смерти в доме. Это не является обязательным ритуалом. Но если все зеркальные поверхности были застланы, то на 9-й день покрывала всюду убирают и лишь оставляют закрытым зеркало в комнате покойного. Там ткань убирают по истечении 40 дней.

В православии принято проводить поминки 9 дней, правила которых немного отличаются от других поминальных дат. Родственники усопшего человека часто сомневаются в правильности своих действий. Именно поэтому их интересует как сам порядок проведения поминок, так и другие нюансы (какие слова можно произносить, как провести этот день).

Смысл проведения поминок

Девятый день является своеобразной точкой отсчета и указывает на то, что человек уже неделю пребывает в загробном мире. В этот день необходимо обязательно вспомнить об умершем человеке. Близкие люди покойного в своих молитвах должны обращаться к девяти чинам ангелов, которые просят Господа о прощении грехов, совершенных человеком при жизни. Именно на 9 день человеческая душа начинает ходить по мытарствам. Человеку показывается вся его жизнь, добрые дела и злые поступки.

Это продолжается до 40 дня, когда душа человека предстает перед Богом. На Божьем суде принимается окончательное решение о том, куда попадет душа человека — в ад или рай. Чтобы человеку было легче, родственники непременно должны молиться о спасении его души.

Важно не только устроить поминальный обед, но и посетить церковь и место, где было произведено захоронение.

Как считать 9 день

У многих возникает вопрос о том, как правильно считать 9 день. Путаница возникает в ряде случаев:

  • родственники делают отсчет не со дня смерти, а с того, когда было совершено погребение;
  • если человек умер ночью.

По церковным канонам отсчет начинается со дня смерти. Если человек умирает до 12 часов ночи, то с 00 часов 00 минут начинается первый день. Например, человек умирает 10 числа. Математический расчет 10+9=19 является не совсем правильным. То есть поминовение следует делать не 19 числа, а 18. Даже если по каким-то причинам человек еще не похоронен (например, его тело не найдено или находится в морге), помянуть его все равно нужно. Если человек не был крещен при жизни, то поминать его в церкви не следует. Но соблюдать дни поминок все же нужно. На 9 день можно угостить близких, сделать какое-то доброе дело и попросить Бога о помиловании души покойного. Если случилось так, что хоронить человека приходится на 9 день, то это может означать только одно — провожать усопшего следует по обычным правилам. В этот день нужно усердно молиться, произносить речь о благих делах человека. Несмотря на позднее захоронение тела, его душа уже давно находится на небесах.

Правила проведения

Многие задаются вопросами, как проводят обед, как поминать усопшего, как вести себя на поминках, какая речь уместна. Поминки на 9 дней после смерти должны проводиться по определенным правилам. Утром близкие родственники усопшего должны обязательно посетить храм, поставить там свечи за упокой души и заказать специальную службу — панихиду. В доме умершего необходимо поставить стакан с водой и положить на него кусок ржаного хлеба.

В память об усопшем можно зажечь лампадку или свечу.

Обязательно в этот день посетить могилу человека. Там можно убрать завядшие цветы, которые остались после похорон. На кладбище можно говорить хорошие слова о покойном, молиться и мысленно просить у него прощения. Эти действия намного облегчают мучения, которые испытывает душа человека при прохождении мытарств. Есть и выпивать на могиле не следует. После кладбища нужно возвращаться домой или туда, где будет проведен поминальный обед.

Организовывать все следует в спокойной обстановке. Головы женщин, присутствующих на поминальном обеде, должны быть обязательно покрыты платками. За столом рекомендуется вести себя скромно. Не стоит забывать, что люди собрались не для того, чтобы просто пообедать. Перед трапезой нужно обязательно прочитать молитву, например «Отче наш». Присутствующим нужно мысленно попросить Бога о прощении души усопшего. Желающие могут высказаться о поминаемом человеке, произнести речь. На поминки на 9 дней стих о покойном тоже будет уместен. Речь ни в коем случае не должна быть очерняющей для памяти усопшего. Допустимо читать на поминки стих или молитву.

Речь должна быть произнесена без чувства восторга.

Меню для поминок и милостыня

Все знают, что поминальный обед на девять дней нужно делать обязательно. Но очень часто родственники не могут определиться с выбором блюд. Перед тем как готовить обед, нужно посчитать примерное количество приглашенных людей. На столе обязательно должна присутствовать кутья. У православных этому блюду придается особенное значение, поскольку кутья является символом вечной жизни. На горячее можно приготовить щи из свежей капусты, борщ или куриную лапшу. На второе — голубцы или котлеты с гарниром.

Для десерта подойдет выпечка или пряники.

Из напитков на стол можно поставить компот из сухофруктов или кисель. Церковь неодобрительно относится к употреблению спиртных напитков во время поминальных обедов. Однако учеными доказано, что небольшая доза спиртного значительно облегчает угнетенное душевное состояние родственников покойного. Поэтому в небольших количествах алкоголь допустим. Для поминок лучше выбрать крепкие напитки — коньяк или водку. Можно поставить на стол бутылку кагора. Исключить следует шампанское и игристые вина.

В день поминовения усопшего человека принято раздавать милостыню. Можно сделать это в церкви или угостить чем-то вкусным знакомых людей. Лучше всего отнести еду в детский дом или приют для бездомных людей. Принимающие милостыню вместо привычного «спасибо» должны произнести следующие слова: «Царство Небесное рабу Божьему (имя усопшего при крещении)». Милостыню ни в коем случае нельзя выбрасывать. Еду, которую раздают в качестве поминка, нужно обязательно съесть, помолившись о душе покойного.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день

Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день

Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день

Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина

Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

В православии сакральными днями считаются третий, девятый, сороковой день после смерти, а также годовщина. Каждому из этих дней придается особое значение, и для того, чтобы облегчить загробную участь человека, в эти даты принято проводить поминки.

Чтобы правильно рассчитать день поминок, нужно принять день смерти за первый день, и прибавлять к нему нужную цифру. Не стоит заниматься арифметическим сложением, потому что простым прибавлением получится неверная цифра. Для примера: умершего 1 января необходимо поминать не 10 (1+9), а 9 января.

Некоторые могут спутать традиционные и церковные сутки, которые начинаются после вечерней службы, и тогда умершие утром и поздним вечером одного и того же дня могут оказаться умершими как бы в разные дни. Общепринятой традицией считается опора на астрономические сутки, когда не имеет значения, днем или до полуночи наступила смерть.

Если вы самостоятельно затрудняетесь точно рассчитать даты, на которые выпадают поминки, вам на помощь обязательно придет . Для воцерковленных людей естественным будет обратиться с этим вопросом к своему батюшке.

Когда проводятся поминки

В день похорон, а в православии он должен совпадать с третьим днем после смерти, проводятся первые поминки, они же считаются самыми массовыми. Не стоит путать поминальную трапезу с простыми дружескими или родственными посиделками, хотя состав участников будет примерно одинаковым. Участники похорон, те, кто близко знал усопшего, после погребения приглашаются к участию в поминальной тризне.

Много веков назад было принято собирать за столом не родных, а нищих, потому что сами они не могли позаботиться о хлебе насущном. Церковь учит, что поминать следует в кругу религиозных людей, именно от общей молитвы будет прок для души покойного.

Третий день с момента смерти считается последним, когда душа покойного находится в своем доме, рядом с родными людьми. Считается, что после этого начинаются ее странствия, сначала по райским местам, до девятого дня, а до сорокового - по аду.

Человек во время жизни может совершать праведные дела, и, разумеется, грешить. А искупить грехи после смерти уже не сможет, помочь ему на этом свете могут только близкие. Для этого полезно чтение молитв, чтобы указать правильный путь душе усопшего, которая первое время без тела находится в смятении. Принято раздавать нуждающимся вещи умершего, подавать милостыню, а также устраивать поминальные обеды.

Поминки третьего дня обычно проводятся в кафе или ресторане, но их оформление должно быть максимально лаконичным. Не должно быть кричащих цветов в убранстве помещения, причудливой сервировки и чересчур изысканных блюд. Рекомендованными для застолья являются традиционные русские простые в приготовлении блюда: щи, лапша, пироги и кисель. Обязательными поминальными блюдами являются блины с медом и кутья (сладкая каша), имеющие благоприятную символику. Засиживаться во время поминального обеда не принято, равно как и употреблять спиртное или петь песни, кроме соответствующих случаю церковных.

Что говорить на поминках

Один человек берет на себя обязанности распорядителя, он должен дать каждому пришедшему возможность высказаться. Принято встать, обратиться с присутствующим, кратко назвать, кем вы были с умершим. Затем коротко, в нескольких словах обозначить его самое сильное влияние на вас, проиллюстрировав ярким примером.

Стоит быть корректным в оценке характера или поступков умершего, о нем нужно говорить только в положительном ключе. Не считающиеся положительными чертами скупость или наивность усопшего можно дипломатично назвать финансовой грамотностью и открытым сердцем. После речи о том, чему стоило бы поучиться у умершего, следует сказать о том, что он всегда будет жить в наших сердцах. Если траурная речь будет прерываться слезами, распорядитель должен быстро остановить их словами утешения.

В начале трапезы и при смене блюд принято молиться. Вообще с церковной точки зрения наилучшим поминовением считается обращение к Богу. Сразу после смерти дома следует читать Последование, псалтирь, а в церкви заказать панихиды. На третий день происходит отпевание, а затем принято заказывать Сорокоуст, чтобы каждый день за душу усопшего читались молитвы.

На девятый день принято печь поминальные пироги и вместе с родными ходить в церковь и на кладбище. Рекомендуется зажечь свечу за упокой, помолиться и подать милостыню. Считается, что в этот день душа заканчивает путешествие на небе и спускается в Ад.

Дни поминок

На сороковой день за поминальным столом собираются родственники, друзья, коллеги, соседи умершего. В этот день также ходят в церковь. Считается, что на сороковины определяется участь усопшего, и его душа отправляется либо в Рай, либо в Ад дожидаться Страшного Суда.

В годовщину смерти принято собираться за поминальным столом только самым близким родственникам. В церковь рекомендуется ходить не только в дни поминок, но и на День рождения, именины, и просто в те дни, когда боль от утраты будет слишком сильной.

Важность девятого и сорокового дня с момента смерти имеют объяснение не только в религиозной традиции. В древнем славянском календаре, базирующемся на шестнадцатеричной системе счисления, из девяти дней состояла неделя, а из сорока - месяц.