Собчик л н индивидуальные типологические особенности. Индивидуальный типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик. Каждая неудача влечет за собой затяжные переживания
Эта методика, разработанная Л.Н. Собчик, несмотря на свою лаконичность является весьма информативной. В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован. Поэтому тест может успешно использоваться в профориентации, при отборе и расстановке кадров, в семейном консультировании, в сфере образования в целях индивидуализации подхода к отдельной личности. Время выполнения теста - 30 минут.
Инструкция. Прочитав каждое утверждение реши верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-».
Опросник
- Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней).
- У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.
- Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.
- Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.
- Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.
- Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.
- Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.
- Я часто тревожусь по пустякам.
- В моих неудачах виноваты определенные люди.
- Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.
- Меня мало касается все, что случается с другими.
- Мне интересны яркие, артистичные личности.
- Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.
- В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя.
- Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.
- Я - человек абсолютно правдивый и искренний.
- Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.
- Меня часто тянет к шумным компаниям.
- Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.
- Мне всегда приятно заводить новых знакомых.
- Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.
- Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте.
- Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.
- Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок.
- Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.
- В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.
- Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.
- Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей.
- Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.
- Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.
- Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).
- Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.
- Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей.
- Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.
- Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.
- Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.
- Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.
- Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.
- Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте.
- Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.
- Никто не может навязать мне свое мнение.
- Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.
- Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.
- В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе.
- Я никогда не вру.
- Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
- Я вечно ничем недоволен (недовольна).
- Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.
- Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.
- Мне нравится командовать другими.
- Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
- Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.
- Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.
- Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.
- Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.
- Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.
- Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.
- Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.
- Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.
- Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.
- Меня любят все мои друзья.
- У меня трагичная судьба.
- У меня много близких друзей.
- Я-самый несчастный человек на свете.
- Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.
- Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других.
- Я - человек спокойный, уравновешенный.
- Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.
- Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды.
- Я не люблю присутствовать на шумных застольях.
- Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.
- Я люблю ходить в гости.
- Мне все равно, что обо мне думают окружающие.
- Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.
- Я никогда не испытываю желания выругаться.
- Я никого никогда не обманывал(а).
- Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.
- Я - человек застенчивый.
- Мне ужасно не везет в жизни.
- Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.
- Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а).
- Меня ничем не испугать.
- Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.
- В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.
- Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.
- Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.
- Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».
- Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.
- Малейшая неудача резко снижает мое настроение.
- Я никогда не сержусь.
- Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво.
L. Ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете) верно: 16,31,45,46,60,61,75,76,90
F. Аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера) верно: 2,17,32,47,62,77,64,79
неверно: 91
I. Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность) верно: 12,27,29,42,44,72
неверно: 14,57,87
II. Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках) верно: 4,19,21,34,49,50
неверно: 6,65,80
III. Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов) верно: 7,22,36,37,51,53,68
неверно: 66,81
IV. Ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений) верно: 9,24,26,39,41,56
неверно: 71,83,86
V. Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость) верно: 3,5,33,35,48,78
неверно: 18,20,63
VI. Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив) верно: 15,28,43,59,89
неверно: 11,13,30,74
VII. Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость) верно: 8,23,38,52,54,69,84
неверно: 67,82
VIII. Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности) верно: 10,25,40,55,58
неверно: 70,73,85,88
Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы «ложь» и «аггравация»):
0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
3–4 балла (норма) – гармоничная личность;
5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.
На круговой диаграмме 8 шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п.
Рис. 1
Например, ответ на первый вопрос не засчитывается; 2-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале аггравации; 3-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале интроверсии (V); 4-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале II; 5-й пункт со знаком «+» добавляет еще 1 балл по шкале интроверсии; 6-й пункт ответ «неверно» добавляет 1 балл по шкале спонтанности (II шкала); 7-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале агрессивность (III) и т.д. Таким образом получаем сумму значимых ответов «Верно» и «Неверно» по каждой шкале. Затем эти данные выносятся на схемы (рис. 1) в виде точек, которые потом соединяются ломаной линией, обрисовывая индивидуально-типологический профиль (рис. 2).
Рис. 2.
Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
По шкалам «аггравация» и «ложь» можно судить о надежности полученных результатов: высокие показатели по шкале «ложь» выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете; высокие показатели по шкале «аггравация» выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера; если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.
Методика направлена на выявление личностных качеств у испытуемых. Черты характера определяют тип переживаний, силу и направленность побуждения, стиль общения, а также присущие познавательные алгоритмы. Тест позволит выяснить, насколько ребёнок понимает самого себя, уровень его адаптации в обществе, ладит ли он со своими сверстниками.
Кому подойдёт опросник?
Индивидуально типологический опросник Собчик разработан специально для детей и подростков от десяти до пятнадцати лет. Именно в этом возрасте у мальчиков и девочек особенно сильно могут проявляться акцентуации характера. Поэтому, важно вовремя обнаружить проблему и помочь ребёнку ее преодолеть.
Родилась 24 декабря 1930 года. Российский психолог, имеет ученую степень доктора психологических наук. Является специалистом в области психодиагностики и психологии индивидуальности. Представленная методика была описана в кандидатской диссертации Людмилы Николаевны. Докторскую диссертацию защитила на кафедре психологии личности МГУ по монографии «Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики».
Инструкция
Испытуемому предстоит ответить на 60 вопросов. Для этого просто нужно кликнуть мышкой рядом с правильным ответом.
Результаты
Полученные данные интерпретируются по следующей шкале:
- Гипоэмотивность – слабая выраженность. Возможно, ребёнок не понимает глубинных мотивов своего поведения и мироощущения, или он был не откровенен, отвечая на вопросы.
- Норма – показатель гармоничной личности.
- Умеренность – наличие акцентуированных качеств.
- Избыточная выраженность – состояние напряжения, затруднительной адаптации.
Ложь
Если по этой шкале набрано баллов свыше нормы, то результат недостоверный. Это свидетельствует о неискренности испытуемого, либо о его чрезмерной замкнутости.
Аггравация
Состояние, при котором индивид склонен переоценивать значимость своей болезни или какого-нибудь болезненного симптома. Он очень переживает за свое здоровье, может обнаруживать у себя признаки недуга, которого на самом деле нет. Гармоничная личность адекватно оценивает состояние своего организма и не склонна переоценивать недомогания. При избыточной выраженности в характере присутствует и ипохондрия.
Экстраверсия
Психологическая система приспособления, при которой линия поведения направлена на активное взаимодействие с социумом. Экстраверты - общительные и энергичные люди. Они доброжелательны и уверенны в себе. Их поведение в большей степени определяется внешними факторами. Избыток - зависимость от мнения окружающих, повышенная внушаемость. Такие дети смешливы, болтливы, не могут сконцентрироваться, могут привирать.
Спонтанность
Способность действовать, руководствуясь своими побуждениями. Высокий показатель говорит о стремлении к независимости и свободе. Неприятие ограничений и рамок. Есть склонность к бродяжничеству, уходу из дома. Индивид в раннем возрасте может попробовать сигареты и алкоголь.
Агрессивность
Качество характерно уверенным в себе ребятам, стремящимся к самовыражению, самостоятельности и неподчинению. При его избытке наблюдаются импульсивность поведения, прогулы, хулиганство. Описанное поведение, чаще всего, свойственно мальчикам из неблагополучных семей.
Ригидность
Выражается в упорстве при достижении цели. Личность обеспокоена своим статусом и стремится всегда его поддерживать. Болезненно относится к чужим успехам, завистлива, может проявлять агрессию, яро отстаивает своё мнение. Сочетание с повышенными показателями по шкале «спонтанность» и «экстраверсия» свойственно гипертимному типу – лидеру с нестандартным образом мыслей, склонному к необдуманным поступкам.
Интроверсия
Психологический способ приспособления, при котором наблюдается сосредоточенность на своём внутреннем мире. При высоком результате это замкнутые, необщительные дети, которым очень сложно устанавливать контакты. Они больше любят слушать, предпочитают остаться в одиночестве и погрузиться в свои мысли. Склонны к заниженной самооценке.
Сензитивность
Проявляется в чувствительности, впечатлительности и эмоциональной неустойчивости. Чем выше показатель, тем больше склонность к депрессии, преувеличению своей вины и обидчивости. Предпочитают быть ведомыми, нежели занимать лидерскую позицию.
Тревожность
Очень высокий уровень может свидетельствовать о наличии психических нарушений. Индивид чувствует угрозу и испытывает беспокойство даже в тех обстоятельствах, которые к этому не располагают. Он очень не уверен в себе. Ему трудно учиться, общаться с одноклассниками и учителями, он может даже проявлять агрессию по отношению к ним. Необходимо выяснить причину столь сильного беспокойства, чтобы предотвратить возможное развитие психических расстройств и помочь ребёнку адаптироваться в обществе.
Эмотивность
Избыток отражает выраженную эмоциональную неустойчивость, при котором настроение постоянно меняется. Смены могут быть резкими: от чрезмерной веселости, болтливости до сильного огорчения и слёз. Они, часто, сопровождаются повышением температуры, учащением сердцебиения, покраснениями кожи и другими физическими проявлениями. Такие дети обладают богатым воображением и склонностью к фантазированию, любят привлекать внимание. Охотно принимают участие в различных кружках, поют, танцуют, рисуют или проявляют актёрский талант в школьных театральных постановках.
Изображение в шапке -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Методика ИТО представляет собой инструмент исследования
индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного
человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик
теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет
одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития
личности – от врожденных свойств темперамента, через характер, который
формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, – к
зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным “Я”
(самосознание, самооценка, самоконтроль). Ведущие тенденции определяют
индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль
межличностного общения и познавательных процессов.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
Психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.
СТРУКТУРА МЕТОДИКИ
Опросник ИТО опирается на значительный опыт автора по разработке
и интерпретации данных русской версии теста MMPI - СМИЛ. Опросник отличается
небольшим количеством (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, не
вызывающих настороженности со стороны испытуемых, а также наличием шкал
достоверности (“ложь” и “аггравация”), которые позволяют судить о том, насколько
мотивационные искажения могут повлиять на результаты тестирования.
Время
выполнения теста - 30 минут.
ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРНЫХ ШКАЛ
- ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)
- аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)
- экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)
- спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)
- агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)
- ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)
- интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)
- сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)
- тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)
- лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)
Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы “ложь” и “аггравация”):
- 0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
- 3–4 балла (норма) – гармоничная личность;
- 5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
- 8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.
Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
По шкалам “аггравация” и “ложь” можно судить о надежности полученных результатов:
- высокие показатели по шкале “ложь” выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;
- высокие показатели по шкале “аггравация” выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
- если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.
Индивидуально-типологический опросник представляет собой личностную психодиагностическую методку, основанную на теории ведущих тенденций. Разрабатывался Собчик с 1970 года, опубликован в 1995 г. как методическое руководство, а в 2003 г. - в виде книги «Диагностика индивидуально типологических свойств и межличностных отношений».
Теоретические основы
В основе теоретического обоснования теста - опора на врожденные свойства, которые в процессе социализации трансформируются в черты характера и затем - в особенности личности. Количественные показатели методики позволяют отграничить нормальную, уравновешенную личность от акцентуированной и дезадаптированной.
Индивидуально-типологический опросник отличается от большинства других опросников малым числом пунктов (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, которые (по утверждению автора) не вызывают защитных реакций и настороженности со стороны испытуемого, так как не направлены на его морально-нравственные ценности и касаются в основном сторон характера, связанных с темпераментом человека, с быстротой его реакций на внешние стимулы или медлительностью, с его общительностью или замкнутостью, с устойчивостью или изменчивостью его эмоционального состояния, с наступательной жесткостью поведения или осторожностью и ранимостью, то есть с такими индивидуально-личностными особенностями, которые менее всего подлежат социально-оценочному обсуждению как плохие или хорошие черты.
Индивидуально-типологический опросник создавался на основе и под впечатлением от MMPI , адаптацией и рестандартизацией которого Собчик занималась длительное время. И СМИЛ, и его сокращённая версия , и данная методика периодически подвергаются критике за недостаточную валидность получаемых данных, зыбкую теоретическую основу и неклиническую стандартизацию.
Внутренняя структура
Опросник состоит из 8 основных шкал, оценивающих 4 пары полярных качеств: Экстраверсия - Интроверсия, Спонтанность - Сензитивность, Агрессивность - Тревожность и Ригидность - Лабильность. Кроме того, возможно выделение вторичных, «дериватных» (по Собчик) качеств из сочетаний первичных качеств. Вторичных качеств также 8, и они тоже разделены на четыре пары полярных качеств: Лидерство - Зависимость, Конформность - Неконформность, Индивидуализм - Коммуникативность и Конфликтность - Компромиссность.
Кроме основных восьми шкал, методика содержит шкалы достоверности: «Ложь» и «Аггравация», позволяющие судить о надежности полученных результатов.
По результатам тестирования возможно построение кругового графика, отражающего основные свойства личности:
Интерпретация
Общие принципы
Интерпретация результатов находится в прямой зависимости от количества значимых ответов каждой из восьми шкал. Показатели в пределах нормы (3-4 балла) свойственны гармоничной личности; выраженные умеренно (5-7 баллов) - отражают акцентуированные черты; представленные избыточно (8-9 баллов) - выявляют состояние эмоциональной напряженности, затрудненную адаптацию, клинически очерченные симптомы.
Подсчёт баллов
Шкала | Верно | Неверно |
---|---|---|
Ложь | 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90 | |
Аггравация | 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79 | 91 |
Экстраверсия | 12, 27, 29, 42, 44, 72 | 14, 57, 87 |
Спонтанность | 4, 19, 21, 34, 49, 50 | 6, 65, 80 |
Агрессивность | 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68 | 66, 81 |
Ригидность | 9, 24, 26, 39, 41, 56 | 71, 83, 86 |
Интроверсия | 3, 5, 33, 35, 48, 78 | 18, 20, 63 |
Сензитивность | 15, 28, 43, 59, 89 | 11, 13, 30, 74 |
Тревожность | 8, 23, 38, 52, 54, 69, 84 | 67, 82 |
Лабильность | 10, 25, 40, 55, 58 | 70, 73, 85, 88 |
Интерпретация шкал
Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по шкалам:
- 0-1 балл: гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
- 3-4 балла: в пределах нормы; гармоничная личность.
- 5-7 баллов: умеренно выраженные значения; акцентуированные черты.
- 8-9 баллов: избыточно выраженные значения; наличие дезадаптивных свойств.
- Экстраверсия (I) и интроверсия (V) как полярные индивидуально-типологические характеристики не требуют комментариев.
- Спонтанность (II) - раскованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию, - сочетающая в себе экстравертированность (I) и агрессивность (III), формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как сензитивность (VI) (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), представляющая собой сплав интровертированности (I) и тревожности (VII), формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры. Нижняя часть полукруга включает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные, субъективно обусловленные установки, то есть гомономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность).
- Шкала «агрессивности» («стеничности» - III) при результатах 3-4 балла соответствует достаточно уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов и лишь при высоких баллах указывает на эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий.
- Противопоставленные друг другу типологические свойства ригидности (IV) и лабильности (VIII) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них - ригидный - характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой - лабильный, эмотивный (VIII) - отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демон-стративности (личность, ищущая признания).
- Показатель «тревожности» (VII шкала) при умеренных баллах (3 - 4) выявляет лишь осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальную созвучность среде; при высоких показателях эта шкала выявляет избыточную тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям.
- При этом, если показатели по шкале «Ложь» составляют более 5-ти баллов - достоверность сомнительна из-за неискренности испытуемого.
- Если аггравация более 5-ти баллов, то недостоверность данных снижена из-за стремления испытуемого подчеркнуть, утрировать имеющиеся проблемы.
Интерпретация сочетаний шкал
Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), свидетельствуют о значительной эмоциональной напряженности и наличии внутреннего конфликта, если при этом показатели выше 5-ти баллов. Для нормы (в пределах 4-х баллов) это признак сбалансированности разнонаправленных.
Социально-психологические аспекты, то есть стиль межличностного поведения - лидерство/зависимость, конформность/ неконформность, коммуникабельность/индивидуализм, конф-ликтность/компромиссность, - проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при наиболее выраженных показателях по соседним шкалам, выявляющим преобладающие типологические свойства.
- «Конформность» - проявляется на стыке таких ведущих тенденций как «тревожность» и «сензитивность»: конформность как стиль поведения базируется на типологических свойствах неуверенности в себе, и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения.
- Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корелляцию с таким социально-психологическим свойством как «компромиссность», т.е. одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой.
- «Зависимость» как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами как «интроверсия» (склонность к уходу в мир идеальв, застенчивость, замкнутость) и «сензитивность» (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью к глубокой и постоянной привязанности и защите со стороны более сильной личности), так эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегания конфликта и поиска щадящей социальной ниши.
- «Лидерство» как свойство, проявляющщееся в норме ссамостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлению быть «ведущим», а не «ведомым», формируется сочетанием умеренно выраженной «спонтанности» и «агрессивности» (как продолжение высокой активности). Однако при высоких (8-9) баллах отражает самоуверенность и неумение соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности или по возрасту лицам, или даже самовлюблённость и манию величия.
- «На стыке» таких свойств как «эмоциональная лабильность» и «экстраверсия» проявляется «коммуникативность». Этому способствует демонстративность поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.
- В то же время следует подчеркнуть, что «социальная пассивность», базирующаяся на интровертированности, здесь рассматривается как свойство неоднозначное: имеется ввиду менее выраженная реактивность внешних проявлений при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию.
- Напротив, «социальная активность» рассматривается как склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению.
- «Индивидуализм» сочетанием «интровертированности» с «ригидностью» и проявляется устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного мнения.
- Сочетаание «ригидности» с «агресивностью» проявляется конфликтнымм и неконфликтным стилем поведения.
- Если «Комформность» в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то «некомформность» - тенденция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница раадикализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.
Рисунок 3. Пример изображения индивидуально-типологического портрета при следующих количественных показателях: ложь - 2 балла, аггравация - 3, экстраверсия - 4, спонтанность - 6, ригидность - 4, интроверсия - 6, сензитивность - 7, тревожность - 5, лабильность - 4 балла свойств. Показатели 0 и 1 балл указывают на гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.
Детский вариант методики
Детский вариант методики ИТО - Индивидуально-типологический детский опросник (сокр. ИТДО) прошёл апробацию на 112 детях (53 мальчика и 69 девочек) 10-15-летнего возраста. Достоверность выводов о преобладающих индивидуально-личностных свойствах (ведущих тенденциях) подтверждена корреляционным анализом показателей ИТДО с феноменологически близкими или аналогичными по своей сущности данными детского варианта СМИЛ (MMPI), метода цветовых выборов (МЦВ) - адаптированного восьмицветового теста Люшера, результами самооценки и метода объективного наблюдения (г=0,78). Следует также отметить, что подростки 15 лет и старше справляются и с вариантом ИТО для взрослых.
Интерпретация
Подсчёт баллов
Шкала | Верно | Неверно |
---|---|---|
Ложь | 16, 31, 45, 46, 57, 61 | |
Аггравация | 2, 6, 17, 18, 32, 47 | |
Экстраверсия | 12, 42, 44, 49 | 14, 60 |
Спонтанность | 4, 21, 29, 34 | 19, 50 |
Агрессивность | 7, 22, 51, 53 | 36, 37 |
Ригидность | 9, 24, 26, 39 | 41, 56 |
Интроверсия | 3, 33, 35, 48 | 5, 20 |
Сензитивность | 15, 28, 43 | 11, 13, 30 |
Тревожность | 8, 23, 38 | 52, 54, 59 |
Эмотивность | 10, 25, 40, 55, 58 | 27 |
Принципы интерпретации
Полученные по каждой учитываемой шкале баллы откладываются на соответствующих радиусах схемы. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам. Суммируются значимые ответы, приведенные в ключах (как «В», так и «Н»).
- Показатели в пределах нормы (3 балла) - гармоничная личность.
- Заостренные (4-5 баллов) - акцентуированные черты.
- Выраженные избыточно (6 баллов) - свойства, затрудняющие адаптацию, создающие проблемы для самого ребенка или для окружающих.
- Примерно одинаково избыточно выраженные тенденции (более 4-х баллов) по противоположным свойствам означают компенсированные антитенденции, что свидетельствует о значительной эмоциональной напряженности и является признаком наличия внутреннего конфликта. Для нормы (в пределах 4-х баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств. В связи с тем, что дети более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое их «созвездие». Важно обнаружить уравновешенность тех или иных черт полярными, противоположными характеристиками. Это - признак развития самоконтроля.
- Если большинство показателей - О или 1 балл, то это указывает на плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.
- Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4-х баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
- Если по шкале «ложь» (неискренность) подсчитано более 4-х баллов - данные недостоверны; если по шкале «аггравация» (подчеркивание проблем) - более 4-х баллов, то черты характера подчеркиваются, преувеличиваются.
- Повышенные показатели по шкале «тревожность» (VII) свидетельствуют о преобладании у ребенка таких черт характера, как нерешительность, повышенное чувство ответственности, внутренняя потребность соответствовать установкам окружения - преподавателей, родителей, класса, мнительность, боязливость, склонность к необоснованным страхам. Ученики такого типа более старательны при выполнении заданий из страха получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и наказания, очень нервничают перед разного рода контрольными заданиями и экзаменами. Проявляют верность и преданность в дружбе, но на ролях ведомых. Часто они старательные проводники морали старших- родителей, преподавателей, любят пожаловаться на своих обидчиков, наябедничать. Такой тип чаще встречается среди девочек. Мальчики, принадлежащие к этому типу, выглядят как «тихони», «приличные», «пай-мальчики». Стереотипный стиль мышления и компромиссность в поведении не позволят им совершить прорыв в какой-либо интересной сфере знаний, и они всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным личностям и проявлять конформизм.
- Повышенная шкала «агрессивность» («стеничность» - III) при результатах 4-5 баллов, напротив, говорит о выраженной уверенности в себе, стремлении к самоутверждению, двигательной активности и самостоятельности при низкой подчиняемости, а при 6-ти баллах указывает на избыточную активность, импульсивное поведение при низкой подчиняемости, небрежность в выполнении заданий, склонность к агрессивным поступкам и прогулам, вплоть до явных злобных, хулиганских действий. Такой тип больше характерен для мальчиков, особенно в неблагополучных семьях.
- Высокая шкала «экстраверсия» (I) проявляется избыточной общительностью, мешающей целенаправленности действий, повышенной отвлекаемостью, болтливостью, при избыточном количестве друзей и знакомых контакты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых - мало настоящих друзей). Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.
- Напротив, ребята с высокой шкалой «интроверсия» (V) отличаются молчаливостью, замкнутостью, отгороженностью. Они очень избирательны в выборе друзей, зато постоянны в своих привязанностях. Окружающие могут воспринимать их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко страдают от грубости и жесткости других ребят, а замкнутость является защитной реакцией. У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представление о жизни отличается непрактичностью, склонностью к идеализации.
- Высокие показатели шкалы «спонтанность» (II) характерны для ребят с выраженной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению, стремящихся к лидированию или, по крайней мере - к независимости. Любые режимные, стесняющие рамки вызывают противодействие и стремление к свободе. Это наиболее непослушные дети, нарушающие все правила и общепринятые нормы поведения скорее из духа противоречия, чем со зла. Все запретное их притягивает. Отсюда ранний интерес к курению, алкоголю, наркотикам. В ситуации семейного или школьного конфликта дети данного типа склонны к уходу из дома, к бродяжничеству. Это самые злостные прогульщики и нарушители школьного режима. Учатся неровно, в основном опираются на богатую интуицию, умело пользуются подсказками, легко воспроизводя из маленькой детали целое.
- Шкала «сензитивность» (VI) бывает высокой у ребят с выраженной впечатлительностью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать депрессивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в случившемся. По отношению к одноклассникам они занимают ведомую позицию, не стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более сильной личности в классе или ищут поддержки у преподавателей и родителей. В учебе ответственны и исполнительны, сверхтревожно реагируют на экзаменационную ситуацию, сверхболезненно относятся к низким оценкам. Они тяжело переживают грубость, неверность, обиды. При конфликтных ситуациях с их стороны следует бояться суицидальных тенденций и затяжных депрессивных реакций. В любви и дружбе ребята такого типа проявляют значительное постоянство и преданность.
- Шкала «лабильность» (VIII) при высоких показателях отражает выраженную эмоциональную неустойчивость (лабильность, подвижность). Это дети, у которых настроение легко меняется - от избыточной веселости, болтливости, смешливости до резко пониженного настроения со слезами, с бурными реакциями огорчения, сопровождающимися вегетативными проявлениями - покраснение лица, головные и другие боли, учащение пульса, повышение температуры, обмороки, судорожные подергивания, тошнота и рвота. Это весьма впечатлительные дети с богатым воображением, со склонностью к фантазированию. Они любят быть в центре внимания, артистичны, охотно занимаются в школьной самодеятельности, поют, читают стихи, танцуют, играют в театральных постановках. В их поведении много подражательности, они легко входят в любые социальные роли. Основной рычаг педагогического воздействия - апелляция к их тщеславию.
- Высокие показатели по шкале «ригидность» (IV) характерны для ребят с выраженным упорством (если это касается достижения цели) и упрямством (если это проявляется в отстаивании своей точки зрения). Им чрезвычайно важен собственный статус - и с позиций главенства, власти, и с точки зрения материального благополучия. Они чрезвычайно завистливы к чужой славе и богатству, ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в отстаивании своих прав. Благодаря хорошей усидчивости они могут добиваться неплохих успехов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться до последнего и побеждать. Они чужды поэзии и сентиментальности, в драках проявляют жесткость, агрессивность. Эта шкала вместе со шкалами «спонтанность» и «экстраверсия» формируют сильный (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как шкала «сензитивность» (VI) (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), представляющая собой сплав интровертированности (I) и тревожности (VII), формирует атрибутику типологически слабой (гипотимной) конституциональной структуры.
- Так же нижняя часть круга включает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные субъективно обусловленные установки, то есть гомономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность). Следует иметь в виду, что не так уж часто встречается единственный пик по одной из шкал, определяющей какой-либо один тип личности. Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности (IV) и лабильности (VIII) формируют, в свою очередь, два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них - ригидный - характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой - лабильный (VIII, эмотивный) - отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания).
Практическое применение
Психодиагностические исследования личности взрослых людей, детей и подростков с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.